Радио "Стори FM"
Март 2010 В Париже открыли капсулу времени

Март 2010 В Париже открыли капсулу времени

Дело было так: одна француженка, родившаяся в середине XIX века, была очень хорошенькая и талантлива во всём, но более всего – в искусстве любви. Звали её Мартой де Флориан, по профессии она была актрисой, при этом вела бурную личную жизнь, становясь любовницей то одного, то другого высокопоставленного мужа, в какой-то момент близко дружила с итальянским художником Джованни Больдини – известнейшим в своё время портретистом, по чьим полотнам мы сегодня можем судить о внешности Сары Бернар, Джузеппе Верди и прочих. А сегодняшние цены на его картины перекрывают все разумные предложения. И понятно, что все полотна давно находятся на своих местах в частных коллекциях. И вот сенсация! Никому не известная картина всплывает в поле зрения ценителей. Подделка? А вот и нет. Фантастическая история. Портрет Марты де Флориан в розовом платье продан в 2010 году за 3,5 млн долларов. Откуда взялся?

А получилось так. Стояла в Париже запертая квартирка, на рю ла Брюйер, 2. Коммунальные платежи исправно приходили на счёт, никаких аварий или протечек канализации никогда в ней не происходило. Электричество, газ и вода своевременно отключены. И стояла эта квартира закрытой на ключ... а никто и не считал, сколько лет. Не было повода считать. Стоит и стоит. Консьержки менялись, а квартира всё стояла, никому не доставляя хлопот. Собственность в Париже священна. И только мартовским утром 2010 года в неё наконец вошли...

В воздухе висели полотнища паутины. Махровый слой пыли покрывал все предметы. О том, что квартира вообще существует, наследникам стало известно лишь после смерти бабушки по имени Соланж Божирон – жительницы юга Франции. Старуха Соланж, духу которой никогда не было в означенной квартирке, оказалась владелицей «тайной комнаты». Собственность была фамильная. Соланж была 19-летней девушкой в начале войны, в 1939 году, когда умерла её бабушка, значившаяся прежней хозяйкой. Бабушку звали Мартой де Флориан. И именно это имя можно было прочесть на одной из картин, найденных в квартире. Внучка её, Соланж Божирон, оказалась последней, кто находился в квартире, перед тем как покинуть её навсегда. Это она когда-то, в прошлом веке, поснимала со стен картины, готовясь вывозить их из Парижа. Куда? Зачем? 90-летняя в 2010 году, Соланж Божирон не захотела открыть эту тайну своим наследникам. Она даже записки не оставила на эту тему. Зато среди бумаг в квартире нашлось и письмо художника, автора «Дамы в розовом», полное слов любви. У приглашённого эксперта тряслись руки и даже ноги, когда он переступил порог. Обстановка квартиры выглядела так, как будто хозяйка покинула её в спешке, спасаясь бегством. Площадь квартиры – 140 кв. м. Типичный для середины века женский интерьер – туалетные принадлежности, баночки, зеркальца, даже игрушки, всё это могло принадлежать только молодой девушке. Предполагали, что девушка уехала из Парижа весной 1939 года, после смерти бабушки поссорившись с отцом, также наследовавшим Марте. Все тогда говорили – оккупация Франции неизбежна. Умные люди бежали из Парижа загодя. Велика вероятность, что девушка не собиралась оставлять квартиру навсегда. Возможно, она имела намерение забрать картины и бабушкину мебель, антикварную уже в середине ХХ века. Но жизнь распорядилась так, что вещи ей почему-то не пригодились. Соланж прожила жизнь на юге Франции, никогда не возвращаясь в Париж. Она писала пьесы подобно Франсуазе Саган, в 17 лет издала первую рукопись, став подающим надежды юным драматургом. Возможно, квартира была ей и правда совершенно не нужна. Так она и осталась, подобно космическому кораблю, покинутому экипажем, капсулой времени, дрейфующей по реке истории, пока не прибилась к берегу в 2010 году.

«Антиквариат – это встреча старого хлама и новых денег» 

Стивен Ликок




фото: VOSTOCK PHOTO