Радио "Стори FM"
19 мая 1909 Веру Каралли ждал триумф

19 мая 1909 Веру Каралли ждал триумф

В театре «Шатле» давали русский балет «Павильон Артемиды». Исполнительницу главной партии Веру Каралли парижане оглушили овациями, завалили цветами и  продолжали бы оглушать и заваливать все шесть недель дягилевского сезона, но через три дня юная триумфаторша исчезла. Парижане не расстроились: в труппе хватало божественных ножек, даже с избытком, – Павлова, Карсавина, Рубинштейн. И без Верочки было кому крутить фуэте, кружить головы, закатывать сцены и подсыпать в пуанты соперниц битое стекло.

Скоропостижное бегство не было добровольным. Барышню отконвоировал в Италию Леонид Собинов, сладкоголосый Орфей государства Российского. Их роман начался год назад, после того, как за кулисами Большого театра свежеиспечённая прима Верочка Каралли громким шёпотом поинтересовалась у подруги вслед певцу: «А кто это?» Баловень судьбы и женщин, чьи фалды фрака отрывали, чтобы целовать и молиться, неистовые поклонницы, был поражён: какая-то соплячка посмела его не узнать! Её следовало немедленно покорить (классическая реакция донжуана, которого щелчок по самолюбию возбуждает вернее зовущего взгляда). 

К моменту парижских гастролей Верочка узнавала милого не то что по походке – по звуку шагов и бархатному покашливанию и была готова из восходящей звезды русского балета превратиться в верную супругу и добродетельную мать, причём в ближайшие семь месяцев.

Тут-то и выяснилось, что Леонид Собинов ни разу не планировал становиться мужем и отцом и вместо алтаря повёз Верочку к итальянским врачам. В Россию Каралли вернулась навсегда бездетной, разочарованной в любовнике, а заодно и в балете. Обоих скоро с успехом заменили кинематограф и великий князь Дмитрий Павлович Романов. 

И всё бы ничего, но в племяннике императора текла греческая кровь (его мать была греческой принцессой), а эллинских мужей хлебом не корми − дай избавить народ от сфинкса, циклопа или ещё какого-нибудь монстра. В России начала прошлого века эту роль играл Григорий Распутин. Дмитрий Павлович разработал план покушения, в котором Верочка с блеском исполнила роль приманки: написала женолюбивому старцу записку и вспорхнула навстречу ему из кресел в юсуповском особняке. 

Убийство Распутина стало тем самым камешком, с которого начался обвал, похоронивший под собой и балетоманов-князей, и Российскую империю. Как тут не вспомнить раздавленную бабочку на тропе времени? Потому что, поведи себя Собинов не как коварный соблазнитель, а как благородный человек, может, обошлось бы и без революций. Кто его знает?


«Той, которая всегда

Так пленительно смеётся, 

Той, к которой иногда

Моё сердце так и рвётся» 

Л. Собинов



фото: LEGION-MEDIA; DPA/ТАСС                                                                             

Netrebko.jpg

redmond.gif


livelib.png