Автор: Диляра Тасбулатова
Не верится, что у Яны Трояновой – юбилей: не будь она известной актрисой, свободно могла бы скостить себе лет эдак 15, с ее-то девичьим обликом.
Для актрисы немаловажно: борьба с возрастом у иных превращается в манию, вызывая сочувствие окружающих. Троянова же, как мне кажется, совершенно свободна от этой зависимости – она, например, курит, не думая о последствиях.
…Свободный человек, и не только касательно излишеств: вообще свободный, даже, скажем так, стихийный. Зато на съемках, доподлинно известно, она дисциплинированна как космонавт - работяга, послушная воле режиссера, всеми силами добивающаяся полного погружения в роль. Просто на редкость - такие в этой профессии, хоть и требующей самоотдачи от любого, пусть и не столь блестящего, встречаются нечасто.
Посмотрите, если не видели, «Волчок», фильм тогдашнего ее мужа, Василия Сигарева, их совместный дебют в кино, в 2009-м показанный на «Кинотавре» и вызвавший шок даже у видавших виды кинокритиков. Троянова играет здесь страшное существо – шлюху и убийцу (и как играет!), способную и свою родную дочь предать, намеренно оставив одну на дороге. В ее исполнении - в частности, особом, хрипловатом, подчеркнуто маргинальном говоре заключался ужас, сразивший многоопытных и насмотренных профессионалов: иные, опешив, договорились до того, что Троянова чуть ли не себя играет. Мол, так «подстроиться» невозможно. Очень наивно, прямо как в старину, когда «отрицательного» персонажа закидывали гнилыми помидорами. Она, впрочем, сама «виновата»: такая полноценная, похожая на волшебство, отдача редко встречается, и в мировом кино в том числе. Пожалуй, столь невероятного вхождения в роль, стоившей актрисе психического обострения, можно встретить разве что у Вивьен Ли в «Трамвае «Желание».
«Жить», их второй с Сигаревым фильм, лишь укрепил мнение о ней, как о профессионале высочайшего, невиданного доселе уровня. Совместный подвиг, поделенный на троих: Яну Троянову, Василия Сигарева и Ольгу Лапшину, тоже сыгравшую в одной из новелл с античным, не побоюсь этого слова, размахом. Фильм состоит из трех трагических историй: гибели молодого человека, мужа героини Трояновой, мужчины и двух девочек, дочек героини Лапшиной, погибших в аварии.
«Жить», как сказал один известный критик, ознаменовал собой возвращение в кино жанра трагедии, давно забытого.
Чуть позже выяснилось, что Троянова умеет не только ужасы-кошмары и органично существует в пространстве трагедии, но и в комедии – тоже. В «Стране ОЗ», которую Сигарев снял, устав от своего имиджа певца сумерек, Яна как раз скорее комическая актриса. Не говоря уже о «Кококо» Дуни Смирновой, где она буквально купается в роли провинциальной нахалки, бесцеремонной, наглой и в то же время по-детски простодушной, витальной, полной энергии, несвойственной вялым интеллигентам.
В «Ольге», отличном сериале о сильной сорокалетней женщине, тянущей на себе воз проблем и никогда не унывающей, Троянова тоже меняет оптику, от драмы до комедии.
В театре она сыграла Паннычку – в сигаревской интерпретации «Вия», знаменитого гоголевского «триллера» (или «хоррора»?). Да так сыграла, что при появлении зал трясется от ужаса.
Троянова, конечно, может всё – и даже больше, чем это самое расхожее «всё»: сильная театральная школа не мешает ей быть органичной и в кино. Что, в общем, тоже редкость, звезды театра далеко не всегда бывают достоверны в кино и наоборот.
В общем, Яна, как это ни странно, чуть ли не в начале пути – ну, или на пике таланта. Посмотрим, что будет дальше.
фото: FOTODOM