Радио "Стори FM"
Вячеслав Тихонов

Вячеслав Тихонов

Автор: Диляра Тасбулатова

Вячеславу Тихонову, всенародно известному, 8 февраля этого года могло бы исполниться 95.

…Известен он, конечно, прежде всего, как Штирлиц, что одновременно и раздражало актера, и льстило его самолюбию: сериал Лиозновой, знаменитый до неприличия, известный в каждом уголке необъятной, как раньше выражались, родины, стал фирменным знаком Тихонова. Брендом, так сказать.

Так и говорили, вскрикивая от приятной неожиданности, случайно столкнувшись с ним на улице, – ой, Штирлиц идет! – на что он порой обижался, а порой не обращал внимания. В общем, после этих «17 мгновений» бедному Тихонову и по городу было не пройтись: в очереди не постоишь, с народом не пообщаешься - в неформальной, так сказать, обстановке; да и кто же будет беседовать по душам со штурмбанфюрером, хоть и нашим, советским до мозга костей?

В общем, Тихонов мгновенно, стоило широким народным массам увидеть первую серию, становится иконой, более того – национальным брендом, как Мэрилин, Элвис Пресли и Микки-Маус в Америке. Не говоря уже о том, что от серии к серии его популярность всё ширится и ширится (надо сказать, и сериал, хотя и нереалистичный, сделан блестяще). Часов в 8, наверно, вечера, в прайм-тайм на современном жаргоне, улицы действительно пустели.

Сериал, в успехе которого поначалу сомневались (?!), эта сказка-ложь с прозрачными намеками (в частности, о преимуществе нашей системы перед американским империализмом, козни которого запечатлены в последних сериях) стал таким хитом, который ни до, ни после никому не снился. С Штирлицем могли бы посоревноваться разве что Гайдай с Рязановым: фишка состояла еще и в том, что наш любимый штурмбанфюрер приходил к нам домой (не мы к нему, в кинотеатр) - месяц подряд, кажется, мучая неизвестностью: выживет-не выживет, спасет радистку Кэт и пастора Шлага или нет? Дело было еще и в форме: стесняясь признаться, что не только внешние данные Тихонова оказали такое влияние на женский пол, но и форма - шептались и об этом, о стройных мужчинах в эротичном черном (что это Хьюго Босс расстарался, тогда еще не знали). Впрочем, мундир СС, одновременно пугающий и манящий, в своем роде еще и гротескный: видимо, только наш разведчик мог придать ему, так сказать, гуманистический посыл.

Рядом с Штирлицем, ясное дело, померк даже князь Андрей, несмотря на то что «Война и мир» производства Бондарчука получила Оскара и поставлена, как-никак, по главному русскому роману, неувядаемой классике. Впрочем, князь Болконский, скажем прямо, - не лучшая роль Тихонова, хотя в те времена он вошел в возраст актерской зрелости: несмотря на красоту, и ему долго не везло. Тут ведь так (и не только в стране победившего социализма, повсюду): красивый – значит, пустой, некрасивый – куда уж тебе (как будто все персонажи, да и просто обыватели на улицах, красавцы хоть куда).

Впервые, когда он был еще молод, ему повезло с Ростоцким - с ролью тракториста в фильме «Дело было в Пенькове». Вот там, кстати, видно, что Тихонову, как ни удивительно, свойственны и ирония, и кураж, и юмор, и своего рода мужская жесткость: всё то, что впоследствии режиссеры не использовали, прежде всего уповая на его аристократическую внешность, хотя происхождения он самого что ни на есть простого, аристократов в роду не водилось.

Он и позже будет играть у Ростоцкого, вместе они образуют тандем: «Мичман Панин», «Майские звезды», а позже – тоже в своем роде культовый «Доживем до понедельника» или жалостливый «Белый Бим».

Тихонов, как это ни странно, чаще отказывался сниматься, чем соглашался, особенно в девяностые, не приняв Перестройку и оставшись коммунистом в душе. Он и был своеобычным «осколком империи», уходящей натурой, так и оставшись в памяти народа как самый «красивый артист СССР» и, по совместительству, отчаянно смелый разведчик в тылу врага. Он и сейчас, в так называемых «народных» опросах, где свое мнение о мужской красоте высказывают женщины, побивает даже Алена Делона. Ну да, что нам Гекуба? У нас есть свой, отечественный Делон, еще и спаситель рода человеческого, за несколько мгновений весны 45-го изменивший ход большой истории.

Такая примерно мифология связана с образом Вячеслава Тихонова, артиста поистине народного, даже если бы его не наградили этим званием официально.   

фото: FOTODOM

Похожие публикации

  • Светлана Крючкова: Ересь простоты
    Светлана Крючкова: Ересь простоты
    Светлана Крючкова, без сомнения, выдающаяся актриса, если не великая – тот редкий случай, когда любой, даже самый возвышенный эпитет не будет преувеличением. Обидно, что если речь и впрямь о необыкновенном явлении, кто-нибудь, сочтя это пустым славословием, вполне может сардонически ухмыльнуться
  • Резо Чхеидзе: Покаяние. Вторая Оттепель
    Резо Чхеидзе: Покаяние. Вторая Оттепель
    Старшее поколение хорошо помнит фильм «Отец солдата» - с Серго Закариадзе в главной роли: знаменитая картина, классика советского кино; неувядаемый, как раньше говорили, шедевр. Снял его, как известно, Резо Чхеидзе, каннский лауреат. Его все звали Резо, ну а если официально - Реваз Давидович
  • Режиссёр своей судьбы
    Режиссёр своей судьбы
    Она сделала одну из самых успешных карьер в истории советского кино, обойдя все мыслимые идеологические рифы, не отвлекаясь на разрушительные кампании и компромиссы. Хотя исходные данные у неё были аховые: женщина, никому не родственница, не любовница и не жена. В профессиональной среде про её удачливость и неуязвимость слагались легенды. Кто-то, впрочем, полагал, что эти истории она сама же и придумывает, на худой конец – тонко режиссирует то, что рассказывают про неё другие…