Радио "Стори FM"
Уолт Дисней

Уолт Дисней

Автор: Диляра Тасбулатова

5 декабря исполнилось 120 лет Уолту Диснею, основателю мультипликации, гению рисованного фильма, зачинателю и основоположнику, первопроходцу и пионеру детского кино.

Дисней – настоящий американец, из тех, кому все под силу, человек бешеной энергии, в котором бурлила кровь первопроходцев-пионеров - немецкая, английская и ирландская. Но тут дело даже не в генах, хотя, видимо, отчасти и в них – генах завоевателей Нового Света. Поражает его размах, поистине титанический, трудоголизм, это чисто американское качество, вкупе с самоуверенностью, или, скажем так, непоколебимой верой в себя, точная стратегия - учтите, ведь он начинал первым, ощупью, на свой страх и риск, без предшественников и традиции.

Вдобавок ко всем этим выдающимся качествам Дисней был еще и сверх меры одарен - талант недюжинный, выходящий за рамки воображаемого, уникальный, даже, скажем так, фантастический: такие вообще редко рождаются. Не обладай он даром еще и художника, был бы только продюсером, а не тем и другим, пятым и десятым, причем в одном лице: бизнесменом, построившим империю Дисней, до сих пор функционирующую и породившую сотни подражаний; строителем-мегаломаном, выкупившим 50 квадратных километров и воздвигнувшим на них громадный парк развлечений, знаменитый на весь мир, куда стремится каждый ребенок; аниматором, нарисовавшим и сделавшим как режиссер десятки фильмов, вошедших в золотой фонд анимации. Ни дать ни взять человек-оркестр: вместе со своей командой они трудились день и ночь, не только вырисовывая раскладки движений персонажей-животных, но и изучая их в обстановке живой природы, в экспедициях.

1.jpg

Потому-то «Живая пустыня» (1953) и «Исчезающая прерия» (1954), сделанные под патронатом Диснея режиссером Джеймсом Элгаром, сразу же, стоило им выйти на экраны, завоевали огромную популярность, открывая для людей потаенный мир братьев меньших, и это в те времена, когда об экологии мало кто задумывался. Вообще первый толчок к размышлению о том, что природа не бесконечна и может иссякнуть, если мы будем столь же беспечны, дал именно Дисней - по крайней мере в кино, самом популярном, доходчивом и массовом из всех видов развлечений.

Главным достижением - хотя таковых в биографии Диснея несть числа, одних Оскаров у него - 26 (!), абсолютный рекорд в истории кино (и это не считая других, не менее значимых, включая каннские и венецианские призы, получил он награду и у нас, в тридцатых) - можно, наверно, назвать Микки Мауса. Мышонка, ставшего неотъемлемой частью поп-культуры наравне с другими иконами масскульта, Мерилин Монро и Энди Уорхолом, и мировыми символами типа Эйфелевой башни и Эмпайр Стейт Билдинг. Сосчитать, сколько в мире изображений этого нахального обаятельного существа, видимо, невозможно: уже почти сто лет знаменитый лопоухий мышонок украшает майки тинейджеров. И не только майки. И не только тинейджеров. Вечная мышь, символ ХХ века, оспаривающая пальму первенства у живых красоток типа Мерилин и более серьезных фигур прошедшего столетия. Микки пробрался и в XXI век, его популярность не пошатнулась, точной датой его рождения называют 18 ноября 1928 года, то есть   день премьеры «Пароходика Вилли» в Colony Theater в Нью-Йорке.

Между тем, Микки обязан своему появлению …ошибке, тогда казавшейся Диснею фатальной: невнимательно ознакомившись с договором об авторских правах (впредь он будет гораздо осмотрительнее, изучая бумаги чуть ли не с лупой и целой командой въедливых крючкотворов), он легкомысленно подмахнул документ. Потеря первого его детища, прелестного кролика Освальда, присвоенного студией, сославшейся на пункт в договоре, который можно толковать, видимо, по-разному, да еще и переманившей у него художников, была для Диснея ощутимым ударом.

Но… нашли с кем соперничать: на то он и гений, чтобы, собравшись с духом, совершить новый головокружительный кульбит, придумав не кого-нибудь, а самого Микки. Еще неизвестно, остался бы в истории поп-культуры безжалостно отлученный от своего «папаши» кролик, сравнявшись со следующим его детищем: а ведь Дисней и правда горевал, тоскуя по Освальду и посыпая голову пеплом. Правда, недолго.

Однако помучиться над новым персонажем все же пришлось: медвежонок? Осленок? Лисенок, хорек, наконец? Кто там еще? Нет, все-таки пробуем мышонка. Счастливый выбор: в результате малыш вырос до мегамыши планетарного значения, узнаваемой в самых далеких уголках планеты.

Впрочем, все его персонажи - Белоснежка, Золушка, Бэмби, слоненок Дамбо - стали нарицательными, до сих пор популярными и любимыми у детей всего мира. А мастерство его художников, сумевших соединить в кадре (и это без компьютера!) живых актеров и мультперсонажей до сих пор поражает воображение: как это было, например, в «Мэри Поппинс». В результате старания его команды были увенчаны аж пятью Оскарами, а фильм снимался под строжайшим надзором патрона, то есть самого Диснея.

…Умер Дисней от рака легких, удостоившись, уже посмертно, высшей наградой Соединенных Штатов Америки – Золотой медалью Конгресса, наряду с Эдисоном, Черчиллем, Иоанном Павлом Вторым, Мартином Лютером Кингом, командой астронавтов, побывавших на Луне и пр.

Вдумайтесь: автор «мультиков» о приключениях слоненка, олененка и мышонка был приравнен к героям, президентам и астронавтам, изменившим ход большой Истории.

Дисней-студия до сих пор успешно работает, получая миллиардные прибыли, ее доходы сравнимы с нефтяными (это наш Хитрук получил как-то роялти в двести долларов, хотя тоже был увенчан и знаменит).

2.jpg

Мы умеем ценить только мертвых: Америка же ценила Диснея и при жизни, и после нее. Дождь (да что там дождь, настоящий тропический ливень) наград и призов за авторство и право дерзать от первого лица не в последнюю очередь стимулировался финансовой и творческой свободой. Без догляда какого-то там редактора в погонах, присланного из Госкино.

Да, Дисней – не штучный Норштейн, он скорее гений массового продукта, доступного пониманию каждого ребенка, хотя и его творчество выходит за рамки коммерции, ибо сделано с громадной любовью к детям, впервые получившим возможность увидеть ожившую сказку, воображаемое - въяве.

Вообще с появлением кинематографа и его гениев добра, Чаплина и Диснея, доступных любому неграмотному и ребенку, искусство перестало принадлежать высшему сословию, так называемой элите.  

Именно гению Диснея принадлежит право расцветить детство миллионов, утешить и развлечь каждого ребенка, осушить его слезы – учитывая доступность «важнейшего из всех искусств», как говаривал один идеолог пропаганды в движущихся картинках. Дисней же использовал искусство движущегося изображения, movie, в целях гораздо более благородных и человечных: показать самым маленьким сияющий мир доброты, юмора, очарования, светлого детства.  

фото: Topfoto/FOTODOM; kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • «Смерть в Венеции»: накануне Первой мировой
    «Смерть в Венеции»: накануне Первой мировой
    Ровно пятьдесят лет назад великий Лукино Висконти - последний, как говорится, столп классической европейской культуры в ХХ веке, представил на суд публики свой новый фильм - «Смерть в Венеции», снятый по одноименной новелле Томаса Манна
  • «Рокко и его братья»: величие трагедии
    «Рокко и его братья»: величие трагедии
    «Рокко и его братья» – один из величайших шедевров в истории кино, эпос о бытовании послевоенной Италии – за прошедшие шестьдесят лет не то что не устарел, но будто вновь обрел трагическое дыхание. И это при скоротечности искусства кино – будучи молодым изобретением, оно и стареет фатально быстро
  • Человек человеку – двойник
    Человек человеку – двойник

    Ираклий Квирикадзе – об Иване Урганте и прекрасных временах, когда мы догоняли Америку, собака Лайка летала в космосе, а юмор, веселье, розыгрыши были составной частью человекосуществования