Радио "Стори FM"
Тамара Макарова

Тамара Макарова

Автор: Диляра Тасбулатова

Тамара Макарова, известная московская красавица, жена знаменитого (но ныне почти забытого) Сергея Герасимова, умерла 25 лет тому назад, прожив после смерти мужа 12 лет и, как говорят очевидцы, постоянно тоскуя о нем.

Их имена часто упоминают рядом – в качестве творческого тандема, хотя Макарова нечасто снималась в кинофильмах своего мужа: зато они вместе вели мастерскую во ВГИКе, режиссерско-актерскую. Некогда знаменитая актриса и действительно, даже по современным меркам, в юности - ослепительная красавица, с возрастом она приобрела своеобразный советский лоск, не без номенклатурного оттенка, в духе Быстрицкой. Не поймешь, то ли звезда, то ли председатель парткома, то ли то и другое вместе, но в ней было что-то неуловимо официальное, какой-то ледяной холод, хотя своих студентов она искренне любила. Они тоже не могут ее забыть, и не только как свою вторую маму, опекавшую и защищавшую их, но и как вдохновенного педагога. Будучи сама актрисой довольно средней, педагогом она была, судя по всему, выдающимся, умевшим разглядеть и в начинающем большой потенциал.

Наряду с Орловой, первой статс-дамой сталинского двора, Макарова - любимица вождя, лауреат Сталинской премии за фильм «Учитель», то есть воплощенный официоз, - тем не менее не побоялась попросить Сталина за племянника, родители которого, ее сестра с мужем, были репрессированы и сосланы. В результате Артура Макарова все же отдали ей на попечение, иначе бы ему грозил детдом.

Дата ее рождения (в Википедии обозначен 1907-й, то есть она вроде бы на год младше мужа) – тоже тайна за семью печатями: в старости она сама призналась, что на самом деле была на пять лет старше мужа. То есть умерла не под девяносто, а уже переступив этот рубеж.

makarova.jpg
Кадр из фильма "Юность Петра"

С виду деланная, очень холодная, неприятно высокомерная супруга придворного режиссера, она, как выяснилось, просто носила своеобразную маску, за которой скрывалась подлинная боль – товарищ Герасимов не скрывал своих связей и увлечений, иногда до неприличия демонстративно. Его «дело» даже разбирали на парткоме, хотя это его не остановило. 

Жертва и победительница в одном лице, в глубокой старости она сыграла женщину похожей судьбы, Софью Андреевну Толстую, тоже прожившую с гением непростую жизнь (другой вопрос, что Герасимов отнюдь не Толстой). Макарова, видимо, и об этом догадывалась, лишь на людях разыгрывая вдову великого человека, продолжая и после смерти мужа преподавать во ВГИКе. То есть вечная тень, следующая по пятам своего «Пигмалиона», создавшего ее, оказалась самостоятельной единицей, обрела плоть. Сильная была женщина, волею судеб приближенная к вершинам власти и в то же время жертва, чья молодость пришлась на времена большого террора.  

фото: Советский экран/FOTODOM

Похожие публикации

  • Гоголь: Птица-тройка
    Гоголь: Птица-тройка
    1 апреля 1809 года в Российской Империи родился величайший «фантаст», опередивший свое время, неувядаемый, великий Николай Васильевич Гоголь
  • Диана Анкудинова: Через тернии – к звездам
    Диана Анкудинова: Через тернии – к звездам
    В середине прошлого века Леонард Бернстайн и Стивен Сондхайм создали гениальный мюзикл “Вестсайдская история", адаптировав шекспировскую “Ромео и Джульетту" к реалиям современной Америки. Если бы сегодня кто-то решил переписать “Золушку", то героиня уже есть – Диана Анкудинова, стремительно взлетающая звезда российской эстрады
  • Гленн Гульд, инопланетянин
    Гленн Гульд, инопланетянин
    Великий пианист Гленн Гульд, без сомнения, - «инопланетянин»: о нем невозможно говорить как о просто талантливом, пусть даже гениальном исполнителе, ибо его тайна не поддается обычному пониманию. Видимо, он все же видел иные, нежели мы, миры, прозревая их сквозь обыденность