Радио "Стори FM"
Рената Литвинова

Рената Литвинова

Рената Литвинова снялась более чем в тридцати фильмах, как режиссер сняла семь (в числе которых два концертных для Земфиры и две короткометражки для модных брендов).

Рената - автор сценариев к четырнадцати фильмам и продюсер четырех картин. Иногда она выступала сразу в нескольких ипостасях – как сценарист, режиссёр, продюсер и одновременно актриса. Например, в «Богине», где она впервые попробовала себя в качестве постановщика, и «Последней сказке Риты», ее втором режиссерском опыте.  

…За этим сухим изложением фактов биографии самой, наверно, оригинальной персоны постсоветского кино (и не только кино, но и новорусской Москвы девяностых) стоит личность весьма незаурядная – умница-красавица, икона стиля, девушка с обложки и в то же время талантливый драматург и выдающаяся актриса.

По поводу актрисы. Те, кто думает, что Литвинова однообразна, несвоевременно жеманна и фальшива, весьма и весьма заблуждаются – такой выдающийся режиссер, как Кира Муратова, кого попало не позовет, отбор у нее строжайший, каждый типаж или актер всегда на своем месте. Несмотря на то, что один их проект так и не состоялся (Муратова требовала откровенной эротической сцены, Литвинова, которая в кадре раздеваться не любит, отказалась наотрез), они вновь встретились на съемках «Настройщика», «Двух в одном» и «Мелодии для шарманки».

«Два в одном», изысканно-зловещая, с элементами черного юмора картина Киры Муратовой, продемонстрировала нам, что Рената может играть не только «саму себя», белокурую диву новорусской Москвы, но и девушку «из низов», вульгарную вагоновожатую – причем с таким сатирическим блеском, что иной профессиональной актрисе не под силу. Это гомерически смешно – продолжая играть уже на титрах, Литвинова держит зал, хотя надписи закрывают изображение.

И хотя сама она снимает фильмы и пишет сценарии, лучшее, что ей удалось сделать, были роли у Муратовой, режиссере со своим особенным почерком, где «жеманство» и «нездешность» Литвиновой были органичны, вписывались в этот странный, экзотический, ни на что не похожий мир.

Муратова вообще высоко ценила Литвинову (будучи при этом человеком неимоверно требовательным), считала умной, красивой, доброй и главное - неимоверно талантливой: недаром одна новелла «Трех историй» принадлежит перу Литвиновой.

Помимо кино, Рената пробовала себя как телеведущая и кинодокументалист, снималась в рекламе, была модельером (сама она одевается в духе Марлен Дитрих, с оттенком голливудского шика сороковых, что ей очень идет), играла в театре и пр.

Блестящая карьера некогда робкой девочки из интеллигентной небогатой семьи, «вечно одинокой», как она сама говорит, считая свое детство не слишком счастливым.

То, что ее заметили – в принципе чудо, ибо Литвинова, с ее шиком, декадентскими интонациями, надломом, изяществом и обликом дивы прошлого, слишком необычна для нашей страны, эдакий цветок в пыли, запутавшаяся во времени капризная красавица. Бланш Дюбуа – правда, более рациональная, умеющая   посмотреть на себя со стороны, ироничная на грани провокации.   

Про непохожесть Ренаты Литвиновой и ее творческий тандем с Кирой Муратовой читайте в статье «Времена странных женщин».

фото: Архив фотобанка/FOTODOM

Похожие публикации

  • Улыбка Кабирии
    Улыбка Кабирии
    Великой клоунессе Джульетте Мазине в этом месяце исполнилось бы 99 – она на год была младше своего мужа, Федерико Феллини
  • Эффект «умами»
    Эффект «умами»
    «Умиротворённая», «излучающая тепло», «словно с фламандских полотен», «спокойствие, внезапно освещённое эмоцией». Эти эпитеты позаимствованы вовсе не из рекламы эталонных багетов. Так кинокритики описывают Скарлетт Йоханссон. Светлое удовольствие от успокаивающих образов с хрусткой корочкой обеспечивают фильмам актрисы самые высокие сборы в индустрии, а ей самой – топовые гонорары. Интересно разобраться, почему привычное ценится превыше экзотического и помогает ли эмоциональное сходство с караваем оживлять иконографию комиксов?
  • Эффект Маркл
    Эффект Маркл
    Официальные портреты королевских семей проводят границы и наводят мосты между правящей семьёй и широкой публикой. Публичность – ключевое понятие в современной культуре потребления, с его помощью что угодно можно превратить в товар. Этот маркетинг можно изучать по изображениям молодых представителей знаменитого во всём мире бренда – британской королевской семьи.
PARA.jpg

BRAK_535х535_story (1).jpg