Радио "Стори FM"
Олег Даль

Олег Даль

Автор: Диляра Тасбулатова

25 мая Олегу Далю, одному из самых эффектных русских актеров, исполнилось бы 80, хотя погиб он, не дотянув до сорока, еще совсем молодым – то ли от сердечного приступа во сне, то ли от выпивки (был закодирован).

…О Дале, казалось бы, всё известно: и что «употреблял», и что был в своем роде невыносимым (мог, например, уйти из театра накануне премьеры, бросив всю труппу), мятежным, неуправляемым, требовательным, нетерпимым и пр. Тяжелый человек, чего уж там – близкие, однако, утверждали, что за броней его жесткости крылась мятущаяся живая душа.

Похоже на то: Даль и играет так – жестко, иногда до оторопи, и тем не менее у него всегда есть второй план, даже и в цинике Зилове из вампиловской пьесы «Отпуск в сентябре». Ее экранизация, снятая выдающимся режиссером Мельниковым, была поначалу запрещена. По причинам совершенно неведомым: Зилов, как известно, не был ни диссидентом, ни, скажем, американским шпионом, история же, рассказанная Вампиловым, на первый взгляд казалась частным случаем частного человека, пусть и бытового циника. Но, видимо, начальство все же усмотрело в этой картине признаки морального беспокойства, разлитые в воздухе зрелого застоя – и, в общем, не без оснований. Даль здесь играет будто самого себя (ну, в какой-то мере) – мятежный и неуступчивый, в глубине души он понимает, что затеял дрянную игру, да и затеял-то, понимает умный зритель, от отчаяния.

Сам Даль реагировал на окружающие мерзости сходным способом: «троллил», как мы сказали бы сейчас, всех без разбору, а уж бедных постановщиков больше всех, постоянно отказываясь от ролей и порой доводя их до исступления. Кончилось тем, что он стал невостребованным, попал в черные списки: любопытно, что ему даже запрещали покидать пределы СССР.

Странная судьба - лучшей своей роли, то есть Зилова, на экранах ТВ он так и не увидел, как, собственно, и Вампилов: в 86-м году, когда фильм наконец-то показали, обоих уже не было в живых. Вампилов, правда, умер гораздо раньше, трагически погиб, Даль – всего за пять лет до премьеры.

Роль была для него наиважнейшей, не менее, чем роль шута в «Короле Лире» (как писал кто-то, он будто играл мальчика из Освенцима), сообщив таким образом дополнительный объем козинцевской постановке, где Даля не затмил даже Юри Ярвет, один из лучших Лиров мировой сцены.

…Интересно, что несмотря на всесоюзную славу, признание таланта, восторги и пр. и он оказался лишним человеком, не вписывающимся ни в советский истеблишмент, ни, как это ни странно, в советское кино, ограниченное, зажатое в тиски идеологии, цензуры и начальственного догляда. Другой вопрос, ужился бы он в Голливуде или Европе, тоже ведь неизвестно…

Слишком яркий, ни на кого не похожий, болезненно переживающий всё на свете, жаждущий совершенства, резкий и неуступчивый.

фото: Архив фотобанка/FOTODOM

Похожие публикации

  • Правила дуракаваляния
    Правила дуракаваляния
    Писатель Андрей Битов уверяет, что никогда в жизни ничего специально не добивался. А всему в своей жизни он обязан очень русскому явлению – лени
  • Уйди, корпоративный!
    Уйди, корпоративный!
    Умные и вдохновляющие книги по менеджменту выходят каждый год, но бездушных роботов в компаниях становится всё больше. Как объяснить этот парадокс?
  • Поколение непробиваемых
    Поколение непробиваемых
    В каждой семье есть свои правила жизни, фамильные способы выживания. А какие в клане Ширвиндтов передаются из поколения в поколение? Версия Михаила Александровича Ширвиндта