Радио "Стори FM"
Огюст Люмьер

Огюст Люмьер

Автор: Диляра Тасбулатова

160 лет назад, в 1862 году, родился Огюст Люмьер, официальный родоначальник (вместе со своим братом Луи) феномена кинематографа.

2.jpg
Братья Люмьер

Люмьеры, конечно, были больше «технарями» и свое изобретение (впрочем, есть разные мнения, называют в качестве первопроходца и Эдисона, чье первородство тоже подвергают сомнению) считали аттракционом, не более того. Правда, именно они расширили географию «балаганного номера» движущейся фотографии (по тем временам чуть ли не шокирующего), показав свои первые фильмы по всему миру, в Москве в том числе. Позже об их творчестве – французская Синематека хранит 1800 мини-фильмов производства студии братьев Люмьер – выскажутся такие корифеи кинематографа, как Годар и Жан Ренуар. Считая легендарных братьев не просто способными инженерами, сумевшими усовершенствовать громоздкий аппарат для проекции на полотно экрана, но и родоначальниками жанра.]

Этот их поезд, о котором неустанно говорят все кому не лень уже более ста лет (в 1995-м мир отпраздновал столетие кино – если считать от первого киносеанса, когда поезд двинулся на ошарашенного зрителя) стал и притчей во языцех, и первым «хоррором», пугая присутствовавших на давнем легендарном просмотре. Семейно-бытовой жанр представлял полуминутный ролик «Кормление младенца», социальный - «Выход рабочих с фабрики», комедию – «Политый поливальщик» (продолжительность этих, с позволения сказать, фильмов была ровно полминуты, величиной с отрезок пленки). Ренуар, сын знаменитого художника и не менее, чем его отец, знаменитый режиссер-новатор, родившийся за год до премьеры «Прибытия поезда», считал Люмьеров гениями, почувствовавшими возможности кинематографа, его потенциал как будущего великого искусства (Ренуару следует доверять, хотя столь смелое утверждение может, согласитесь, показаться явным преувеличением).

Поражает другое – как за какие-то двадцать-тридцать лет, после первых примитивных фильмов длиной в полминуты, возможности камеры порождают Чаплина, немецкий экспрессионизм, монтаж, ракурс и даже первые спецэффекты, которые тот же Ренуар, например, делал вручную.

Фестиваль архивного кино, который довольно долго проходил в Подмосковье (и ныне почил, к сожалению), был эдаким гурманским блюдом для киноманов: именно там можно было увидеть редкие фильмы чуть ли не столетней давности.

Сами братья прожили долгую жизнь, Огюст – до 91 года, Луи – до 83 лет. То есть оба успели лицезреть триумфы феномена движущегося изображения, застать звезд кино и великие фильмы, в том числе и авторства своих соотечественников – Жана Виго, Марселя Карне, Жана Ренуара. На изумленных глазах талантливых «технарей» зарождалась и французская киномысль, самая передовая до сей поры, цвет, и даже искусство сценария.

Когда-то Огюст Ренуар, отец Жана, говорил, что родился при печном отоплении, старьевщиках, тугих корсетах, женских косах до полу и дожил до аэропланов, центрального отопления, коротких стрижек и колготок. Время накануне двадцатого века будто ускорилось: кинематограф же, казавшийся графу Толстому ярмарочной забавой, в будущем едва ли не одолел литературу, породив Феллини и Бергмана.

Толчком же ко всему этому великолепию послужил несущийся на всех парах легендарный люмьеровский поезд… 

фото: SIPA/FOTODOM, на фото Луи Люмьер

Похожие публикации

  • Бруно Перини «Мой дядя Адриано»
    Бруно Перини «Мой дядя Адриано»
    Автор – журналист и племянник Адриано Челентано – рассказывает легенду о звезде итальянской эстрады через призму собственной жизни
  • Безумный Маск
    Безумный Маск
    У нас о нём спорят уже с большей страстью, чем о Ленине или Ельцине. Кто-то считает его гением, зовущим человечество к звёздам, а кто-то – хитрым рекламщиком. Чем он так люб одним и досадил другим?
  • Байки старого отеля
    Байки старого отеля
    Гостиницу «Интурист» построили в конце 60-х годов прошлого столетия, разрушили в начале нынешнего столетия. Может, я никогда бы не вспомнил о ней, если бы не звонок из кинокомпании Sony Pictures Television