Радио "Стори FM"
Марина Цветаева

Марина Цветаева

Автор: Диляра Тасбулатова

130 лет назад родилась Марина Цветаева, одна из самых великих поэтесс – скорее, поэтов, - ХХ века, писавших на русском.

Трагический путь Цветаевой, вошедшей «в моду» в конце семидесятых (хотя купить сборник ее стихотворений можно было лишь в «Березке», а воспоминания ее сестры Анастасии, прожившей долгую жизнь, почти сто лет, вообще невозможно было достать) стал для обывателя примером «романной» биографии, мелодрамой въяве. Особенно будоражило самоубийство, как финал жизни прОклятого поэта, осуществившийся в реальности романтический порыв к смерти.

На самом же деле никакой романтики в таком обороте событий не было, хотя это тоже известно: страшная жизнь и еще более чудовищная смерть Цветаевой, покончившей с собой от отчаяния и невозможности бороться с обстоятельствами, - отражение трагического века и нечеловеческих испытаний, выпавших на долю страны. Да и на ее собственную - тоже…

Триггером, говорят, послужил отказ дать ей место посудомойки при доме писателей (какая, однако, злая ирония, - Цветаева в роли посудомойки, надо же), но и до всего этого - войны, нищеты, почти голода, - ее жизнь после революции казалась совершенно безнадежной.

Родившаяся в культурной семье, учившаяся во Франции, рано ставшая полиглотом (что впоследствии давало ей возможность зарабатывать переводами) Цветаева, видимо, имела не только «стилистические» разногласия с Советской властью: но и ее поэтический дар, которым она обладала чуть ли не с рождения, ее особое мироощущение никогда не могли бы встроиться в прокрустово ложе пролетарской идеологии. Почувствовавшая силу и магию слова уже в раннем детстве, она, наверно, даже и не стояла перед выбором, быть ли ей поэтом или не быть. Хотя ее мать, ученица Рубинштейна, прочила ей судьбу пианистки, Марина еще ребенком предалась «звукописи» языка, впоследствии давшей миру образцы новаторской, ни с чем не сравнимой поэзии, не имеющей аналогов, чье значение, боюсь, было осознано слишком поздно. В эмиграции, между прочим, ее не оценили даже соотечественники – на ее чтениях почти никто из них не присутствовал, да и отзывы были весьма кислыми.

Сейчас Цветаева, конечно, входит в культурный обиход наравне с другими выдающимися поэтами, поначалу малопонятными и позже признанными литературным истеблишментом. Она, кстати, предвидела это: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…»

Но ни ее запоздалый культ, ни внимание к ее персоне во всем мире, ни подробные исследования ее творчества, ни тысячи статей, книг, толкований, диссертаций и полное признание ее громадного значения для культуры ХХ века не могут восполнить той страшной вины, каковую, по идее, должна испытывать страна, уничтожившая ее. Впрочем, это касается не только Цветаевой: другой вопрос, что именно ее судьба, последовательно трагическая, наиболее ярко демонстрирует, что именно потеряла Россия за долгие годы унижений и травли великих людей, своих же соотечественников.   

фото: FOTODOM

Похожие публикации

  • Такая любовь
    Такая любовь
    Хроническое одиночество Марины Цветаевой враз рассеялось, как только в её жизни появился поэт Арсений Тарковский. Он был нежен, внимателен. Но любил ли сам или позволял себя любить?
  • Священная гора
    Священная гора
    Пабло Пикассо хотел жить на склоне горы Сент-Виктуар, которая десятки раз была запечатлена на полотнах его кумира, импрессиониста Поля Сезанна. Он хотел выходить утром из дома и видеть этот склон. Куда же завели его эти мечты?
  • Дмитрий Воденников: Утешь меня
    Дмитрий Воденников: Утешь меня
    «Мужчина слабее женщины. Мужчина беднее женщины. Несвободней. Принято думать обратное, но это неправда»