Радио "Стори FM"
Люк Бессон

Люк Бессон

Автор: Диляра Тасбулатова 

18 марта знаменитому продюсеру и режиссеру Люку Бессону, прославившемуся своими эффектными проектами, исполняется 62 года.

Бессон известен не только как автор знаменитого «Леона», «Никиты» и «Пятого элемента» - он, между прочим, был еще и продюсером «Курска», фильма, снятого датчанином Томасом Винтербергом и повествующего, как можно догадаться из названия, о трагической гибели российской подлодки. Наше военное командование не давало разрешения снимать в акватории России, и Бессон справился своими силами – в результате «роль» российского флота исполняли французские корабли. Винтерберг и Бессон, по сути, совершили подвиг, подняв на своих плечах громадную постановочную махину, хотя, конечно, не обошлось без некоторой клюквы – иностранцам, как известно, сложно изображать русских, кое-какие бытовые детали ускользают, местный «загадочный» менталитет чужим не поддается. Зато Винтерберг на пару с Бессоном сумели снять трагический эпос, а не просто коммерческую поделку, очередной фильм-катастрофу о выдуманных событиях; в любом из нас «Курск», фильм, сделанный с честными намерениями, отзывается болью.

podzemka.jpg
Кадр из фильма "Подземка"

Интересно, что Бессон начинал как дайвер, не помышляя о режиссуре, и позже его юношеское увлечение (он мечтал работать как ученый с дельфинами) отозвалось в фильме «Голубая бездна». После травмы ему запретили погружаться в воду, и он начал пробовать себя в различных ипостасях, пока наконец не пришел в кино. «Подземка», один из его ранних опытов, удостоился наград, восторгов критиков и зрителей: казалось, что в лице Бессона европейское кино получило нового гения, причем в области арт-кино.

Бессон, однако, пошел другим путем: «Леон» и «Никита» - явно коммерческие проекты, хотя не без элементов авторского кино. Смесь Голливуда и французского духа, что далеко не всегда удается. Хотя «Леон» прозвучал достаточно мощно, фильм и сейчас помнят, хотя тема «педофилии», тяги двенадцатилетнего ребенка к взрослому мужчине, эдакий отсыл к Набокову, чей роман стал знаменем педофилов и одновременно великой книгой ХХ века, здесь сильно приглушена (говорят, по настоянию родителей Натали Портман, впоследствии запретившим ей играть Лолиту). Любопытно, что в то время у самого Бессона был роман с пятнадцатилетней, которая по достижении брачного возраста даже стала его женой (хотя жен у него было много, и он постоянно их менял, привычка жениться, видимо). Кстати, никаких сплетен по поводу неформальных отношений между Натали Портман и Бессоном или Жаном Рено, сыгравшим главную роль влюбленного киллера, со съемочной площадки не поступало. Постельные сцены, правда, предполагались, но то ли их так и не сняли, то ли впоследствии вырезали - опять-таки по настоянию родителей Портман, строго следящими за дочерью (они всю жизнь за ней следили, и за тридцатилетней тоже). Сейчас такое, видимо, вообще невозможно, хотя сюжет «Леона» весьма оригинален: Лолита с пистолетом, подружка нового Гумберта в обличье наемного убийцы. Бессон, человек разнообразно талантливый, хотя вроде нигде не учился ни сценарному мастерству, ни режиссуре, сам придумал эту остроумную историю, иронический боевик.

Он вообще в принципе эдакий селфмейдмен, стремительно превратившийся из ныряльщика в знаменитого режиссера и продюсера.

leon.jpg
Кадр из фильма "Леон"

И «Леон», и «Никита» (после которой он опять-таки женился на Анн Парийо, исполнительнице главной роли), и «Пятый элемент», одно время культовый, и ранняя «Подземка» (его лучший, на мой взгляд, фильм) сделали Бессона богатым и знаменитым. Да, кстати, после «Пятого элемента» он повел к алтарю уже Миллу Йовович – ну просто, ни дать ни взять, Синяя Борода.

Он вообще любопытный персонаж, постоянно ищущий успеха любой ценой, порой в ущерб художественности: недаром Бессон уже считается достоянием прошлого, звездой девяностых (а «Подземка» вообще вышла в середине восьмидесятых), хотя для продюсера шестьдесят – не возраст, в Голливуде и под восемьдесят работают. Впрочем, на коммерции он уже давно помешался, когда был еще относительно молодым.

Ранние фильмы Лукаса, снятые еще до «Звездных войн», тоже были прекрасны: но феномен такого рода людей состоит в том, что они жаждут прежде всего сверхбогатства и сверхуспеха. Проблемы есть и у Лукаса: последние его «Войны» смехотворны и больше похожи на компьютерную игру, тем не менее он сумел сделать эпохальное, знаковое кино, чего, по сути, Бессону так и не удалось. Здесь, мне кажется, проблема в менталитете: американцы, рожденные в стране больших просторов и амбициозных проектов, - мегаломаны, и им это порой идет, хотя тоже далеко не всегда. Французы сильны другим, и метания Бессона между двумя полюсами сыграли с ним дурную шутку.

Но в чем ему не откажешь, так это в энергетике – трудоголик и человек очень жесткий, он всегда шел вперед как локомотив, тараном, сметая всё и вся на своем пути. И все-таки жаль – пойди он путем «Подземки» (игра слов, путь под землей, сложная дорога арт-кино, истинного искусства) мы бы, может, имели бы нового Блие или Шаброля. Ну хорошо – Франсуа Озона, который как раз никогда не соблазнялся так называемым зрительским, поверхностным кино.   

фото: Shutterstock/FOTODOM; kinopoisk.ru   

Похожие публикации

  • Проповедь неистового Челентано
    Проповедь неистового Челентано
    Адриано Челентано не только певец и композитор, актёр и режиссёр. Есть у него одна ипостась, которая, может, и заставила его состояться во всех названных амплуа. Сегодня она почти вышла у Челентано на первый план. О чём речь?
  • Лунгин идет на обгон
    Лунгин идет на обгон

    Начав снимать кино довольно поздно, в сорок лет, он, тем не менее, успел обогнать многих своих коллег из ранних. Да, такое с ним часто бывало и бывает – сделает что-то и вроде непонятно, зачем и почему, а проходят годы – и становится понятно... 

  • Прогулочный теплоход по Москве-реке
    Прогулочный теплоход по Москве-реке
    В каждой семье есть скелеты в шкафу. Когда стоит сохранить тайну, а когда - сделать тайное явным? Размышляет Ираклий Квирикадзе