Радио "Стори FM"
Любовь Орлова

Любовь Орлова

Автор: Диляра Тасбулатова

11 февраля (29 января по старому стилю) 1902 года родилась Любовь Орлова, звезда, ставшая символом и «брендом» страны победившего социализма.

Любопытно, что ее образ лепили по лекалам Марлен Дитрих – золотоволосого «Голубого ангела» (так называется фильм, где она снималась): и хотя Дитрих наотрез отказалась стать главной звездой Третьего рейха, указав самому Геббельсу на дверь, ее облик все равно был прочно связан с образом «белокурой бестии».

Орлова, таким образом, - наш ответ «империалистам», всем этим белокурым ангелам, умница-красавица, певица и акробатка, жена главного режиссера страны и первая статс-дама сталинского двора. Предпочитающая помалкивать о своем дворянском происхождении (да и кто, учитывая обстоятельства, ее осудит?).

Орлова была, несомненно, талантливой и пришлась ко двору, то есть вписалась в свое время идеально, соответствуя ему по всем параметрам – брызжущий, хотя и искусственный, оптимизм, красота, разнообразные умения (оперный голос, балетные данные).

Другое дело, что звезд тогда было исчезающе мало, можно по пальцам одной руки пересчитать – Окуневская, Серова, Ладынина, Смирнова и еще несколько, выбор небогатый. Орлова выделялась манерами, западным обликом, элегантностью и светскостью – парадоксально, что ее «буржуазный» лоск пригодился в государстве рабочих и крестьян.

Видимо, она осуществляла мечту «бедных» о «богатых», о Золушке, ставшей принцессой, была для СССР таким же явлением, как таинственная Гарбо для Европы. Кинематограф, во многом построенный на системе звезд, на поклонении целлулоидному идолу, на крупных планах красивых женщин, был подобием языческого святилища, храмом, куда ходили поклоняться Красоте, на полтора часа забыв о своих тяготах.

Так вот, эту роль, идола, почти бесплотной красавицы, чье лицо всегда было покрыто плотным, почти мертвенным гримом, Орлова выполнила с блеском – ни разу, так сказать не оступившись, тщательно работая на свой имидж, выверяя каждое слово и даже в быту будучи крайне осторожной.

Неизвестно, что было бы, если она позволила бы себе выйти за рамки навязанного ей, в общем-то, имиджа – но судя по всему, в ее случае маска приросла к лицу: позже, в связи с провалом чудовищной халтуры «Скворец и Лира» это обнаружилось.

Как известно, Любовь Петровна сама потребовала не выпускать эту смехотворную поделку на экраны – даже она, помешанная на вечной молодости, поняла, что играть в семьдесят молодую девушку невозможно.

Кроме того, настали другие времена и кинематограф Александрова, этот великий тоталитарный китч, отошел в прошлое – как примета времени, не более того. Правда, его талант, режиссер он все-таки был выдающийся, вписал их тандем в историю кино (кроме последнего казуса), а его муза дор сих пор считается величайшей из звезд советского кино.

Можно не разделять восторгов по поводу фильмов Александрова и игры Орловой, но признать, что оба они – значительная эпоха в советском кинематографе, придется.  

фото: ФГУП "Киноконцерн "Мосфильм"/FOTODOM

Похожие публикации

  • Рязанов vs Гайдай: Как сделать национальный хит
    Рязанов vs Гайдай: Как сделать национальный хит
    …Тут мне редакционное задание дали: сравни, мол, Рязанова с Гайдаем, авторов национальных хитов – как это, дескать, им удалось? Чтобы триста миллионов смотрели, не отрываясь? Что, мол, за фокус такой?
  • Алиса и дом
    Алиса и дом
    Была ли Алиса "правильной" матерью? Конечно, нет. Но нужна ли любовь по правилам, если с мамой так интересно? Об этом, и не только, рассказывает дочь Алисы Варвара Владимирова
  • Графские развалины
    Графские развалины

    Адвокат Александр Добровинский – о том, как некоторые коллекции сами выбирают своих владельцев