Радио "Стори FM"
Леонид Гайдай

Леонид Гайдай

Автор: Диляра Тасбулатова

То, что Леонид Гайдай, столетие которого   страна отмечает 30 января, был гением, причем мирового масштаба, казалось бы, не подлежит сомнению. Однако не всё так просто.

Гением его признали, как это ни странно, только после смерти, да и то не сразу: если в сетке вещания ТВ именно гайдаевские фильмы, как никакие другие, имеют бешеный рейтинг, десятилетиями не надоедая зрителю, попробуй не признай. Но, как говорил один мой талантливейший приятель, что посмертной славы, мол, никому не нужно, все равно обойденные ею при жизни никогда о ней не узнают, а страдать, утешаясь, что хоть потомки примутся тебя славословить - слуга покорный. Тем более, будущее, как сказал один философ, нам не принадлежит: откуда мы знаем, что будет на уме у потомков?

Вот и Гайдай был уверен, что его комедии поймет разве что следующее поколение, то есть дети его ровесников, а вот внукам, мол, уже многое покажется непонятным, не говоря уже о правнуках. И ошибся – как ошибался по поводу того, что заграницей его фильмы покажутся странноватыми, если не дикими – какие-то идиоты, Трус, Балбес и Бывалый, гражданин Саахов, бриллианты в гипсе и прочая небывальщина, совершенно, как ему казалось, не смешная для рационального европейца. У которого к тому же есть свои комедии, Фюнес с Бурвилем, да мало ли кто у них есть, от Фернанделя до Тото.    

Да что там европейцы: я уже рассказывала, как наблюдала, пересекая Атлантику, что от «Кавказской пленницы» буквально угорали сдержанные японцы, к тому же совсем молодые, не отрываясь глядя в монитор салона самолета. Притом, что именно в этом, особенном, случае (речь ведь даже не о европейцах, которые нам как-никак ближе) имеются сразу три препятствия: возраст, язык, ментальность. Даже четыре – время, которое, как правило, не всегда сопутствует успеху старых фильмов. Японцы же, что им не слишком свойственно, помирали, повторюсь, со смеху – лет, наверно, десять тому назад, то есть относительно недавно. А ведь к тому времени со дня выпуска фильма миновало более полувека…

…Интересно, что и в Википедии о Гайдае написано довольно скупо, не то что об иных (ну о Мэрилин Монро, например, и даже об Антониони). Понятно, что это мировые «бренды», в отличие от нашего «посконного» комедиографа, пусть и гениального.

И вот тут, господа, встает во весь свой, как говорится, рост еще один неприятный вопрос: Гайдая нарочно не продавали заграницу, не предлагали отборщикам европейских фестивалей, чуть ли не прятали, хотя в свое время «Пёс Барбос и необыкновенный кросс» номинировался на лучшую короткометражку Каннского фестиваля. Уже одно это могло бы послужить сигналом для номенклатуры, тем более что успех отечественных фильмов начальство могло приписать себе лично: мы, мол, работаем с художниками, наставляем их, поучаем и если надо, распекаем. Добиваемся, так сказать, совершенства, чутко руководим.

На самом деле все происходило с точностью до наоборот. Зритель, помиравший со смеху на фильмах Гайдая, не знал, через какие препятствия он прошел, какой ад пережил: замечания худсовета, будь он неладен, к «Бриллиантовой руке» напоминают заветы Ким Чен Ира, который однажды сподобился написать брошюру-наставление, как снимать кино. (У нас эта, с позволения сказать, «теория» проходит по разряду юмористических, как и незабвенный журнал «Корея сегодня», продававшийся во времена СССР во всех киосках «Союзпечати»).

Мы, впрочем, недалеко ушли от тов. Кима: у Гайдая не хотели принимать песню о зайцах, о несчастных людях-дикарях, о том и о сем; вносили бесчисленные поправки в «Бриллиантовую руку», нарушая последовательность и ритм повествования, что для комедии смерти подобно (у Гайдая всё выверено до микрона), и так далее. Это, ей-богу, как Гоголя править, сродни вообще-то кощунству.

В конце концов он таки обманул бдительный худсовет, присобачив к финалу часть вторую, «Костяную ногу», состоявшую из одного-единственного кадра: атомного взрыва. Сейчас, как вы помните, после «Костяной ноги», якобы названия несуществующей второй части, сразу идут финальные титры.

Взрыв, ясное дело, не разрешили (но он ему и не был нужен, это был просто финт по отвлечению внимания), Гайдай для виду мрачно отрезал, что будет или так или никак, предоставив возможность якобы уломать себя, великого художника-страстотерпца, которому без этого чертова взрыва ну никак. Ха-ха. Что тут скажешь: гений. И не только комедии, но и дипломатии и, как сейчас говорят, троллинга. Не додумайся он до такого поворота, не видать бы нам этого шедевра в его натуральном виде (хотя поправки, как уже было сказано, были и раньше, больше сотни, ужас) – шедевра, которому в этом году исполняется уже 55 лет.

Эксцентрик, гэгмен, комик, чувствующий природу юмора как никто (ну или, отчасти, как сам Чаплин), один из немногих, кто за все время существования мирового кино создал собственную вселенную, подобную вселенной Мак-Сеннета, Чаплина, Гарольда Ллойда, Бастера Китона и отчасти братьев Маркс. Это был мир чистого абсурда, но в случае с Гайдаем (и, кстати, Чаплином) эта прелестная «абракадабра» была еще и социальной пародией. Вот почему он так нервировал начальство….

Пародией, прижившейся, как ни странно, и в стране победившего социализма: как перевертыш, зеркало лицемерия, глупости, ханжества, цензуры, догляда. В России он один такой – автор, сумевший в своей чуть ли не цирковой эксцентриаде обыграть отечественные реалии (одна его управдомша чего стоит, не говоря уже о великой троице – Вицин, Моргунов, Никулин).

…Говорят, Сам Леонид Иович (у его отца, простого русского крестьянина, увлекшегося впоследствии революцией, было библейское имя Иов) был человеком сдержанным, чуть ли не хмурым, серьезным, редко смеявшимся. И актерам на съемках советовал не смеяться – пусть, мол, смеются зрители.

Ну так они и смеются. До сих пор. Уже почти 60 лет не могут остановиться, и вопреки его собственным ожиданиям уже и праправнуки подключились. Хотя реалии тех времен могут и не понимать.

Как тут не произнести расхожую банальность, что, мол, искусство вечно: если оно, конечно, искусство. По поводу Гайдая звучит на редкость снайперски точно.

фото: ФГУП "Киноконцерн "Мосфильм"/FOTODOM

Похожие публикации

  • Рязанов vs Гайдай: Как сделать национальный хит
    Рязанов vs Гайдай: Как сделать национальный хит
    …Тут мне редакционное задание дали: сравни, мол, Рязанова с Гайдаем, авторов национальных хитов – как это, дескать, им удалось? Чтобы триста миллионов смотрели, не отрываясь? Что, мол, за фокус такой?
  • Юрий Яковлев, аристократ духа
    Юрий Яковлев, аристократ духа
    Юрий Яковлев, прославившийся благодаря комедиям Рязанова и Гайдая, сетовал, что в театре у него есть роли и посложнее, но о них меньше знают, если вообще знают. К тому же он считал, что заблудился в эпохах, родившись слишком поздно
  • Блок Мальборо
    Блок Мальборо
    О Гайдае, которого всю жизнь попрекали Тарковским (условным - попрекали, что недостаточно «интеллектуален», у нас страна сумрачная) вспоминает Вячеслав Шмыров, непривычно молодой для такой роли живой свидетель истории советского кино