Автор: Диляра Тасбулатова
Константину Хабенскому, одному из лучших российских актеров, исполняется 50.
В отношении Хабенского дата какая-то двусмысленная: с одной стороны, многовато, его привычно считаешь молодым (ну, сорок максимум), а с другой - ну что такое 50, сами посудите. Возраст в наши времена промежуточный, ни то, ни се: Хабенский же настолько знаменит, что поневоле подумаешь, что столь впечатляющих успехов достигают, как правило, позже. Обычно ведь как - сначала совсем юноша, а потом, и довольно скоро, без постепенного перехода – матерый человечище, с брюшком и сединой, лауреат с повадкой.
Хабенский же и внешне почти не меняется: некогда хорошенький мальчик, теперь – красивый мужчина в полном, так сказать, расцвете сил, но без брюшка, одышки и прочих примет зрелости. Все еще герой-любовник, в благородного отца так и не обратился - амплуа, стало быть, менять пока что рано. Впрочем, в рамки такового он никогда не умещался: Хабенский безграничен, он и сатиру с юмором пополам умеет: в первый раз, если я не ошибаюсь, попробовал себя в этой ипостаси (в кино, во всяком случае) у Месхиева в «Механической сюите» - получилось уморительно смешно, причем без нажима.
Хороший вкус, безупречный, можно сказать: другой вопрос, что родился он, как, скажем, и Ди Каприо, поздновато, во времена голой коммерции и сериалов, где, как сейчас принято, много снимается. Или в блокбастерах типа «Дневного дозора»: в кино на значительные роли ему везло не так часто, как хотелось бы, хотя, в который уже раз замечено, современного российского актера, особенно стоящего, спасает театр. Кино и даже сериалы имеют большее, как сейчас, в век пиара, принято выражаться, «покрытие», то бишь аудиторию: на одних авторских фильмах ни денег не заработаешь, ни настоящей славы. В Америке актеры мюзиклов, которые, помимо танцев с песнями, могут и драму, и чего только ни могут, во сто крат больше, нежели какая-нибудь там Джулия Робертс или Риз Уизерспун; а знают их, естественно, меньше.
Настоящего Хабенского (притом, что он и в коммерческих поделках никогда не играет в полпинка) видно в таких ролях, как, скажем, учитель в фильме «Географ глобус пропил», или в «Чуде» у Прошкина-старшего по сценарию самого Арабова, или, как сейчас, в роли Корчного в «Чемпионе»: палитра, каковой он владеет, какое-то особенное, только ему свойственное, «хабенское» обаяние резонирует с хорошей режиссурой, как мало у кого. Хотя и считается, что у гения и табуретка заиграет, вопрос в том, что Хабенский как раз не табуретка, потому и притягивает к себе внимание в любом случае, у хорошего режиссера или послушного воле продюсеров очередного фильммейкера, не суть.
Вот в театре ему везет так везет, там он играет роли классического репертуара: Зилова в «Утиной охоте», Турбина с «Белой гвардии», Клавдия в «Гамлете», причем у самого Бутусова, Мюнхгаузена и пр.
Интересно, что в поздравительно-юбилейном жанре тему нравственных достоинств «тостуемого» (хорошее словечко придумал то ли Данелия, то ли Леонов в «Осеннем марафоне») обычно не затрагивают: как иронизировал философ Померанц, что раньше, мол, говорили, «подлец», а теперь – «сложный человек». В этом смысле Хабенский – человек «несложный», то бишь без второго дна: не то чтобы прямолинейный или, скажем, однозначный: просто, что называется, хороший. Ясный, открытый, без игрищ и смены настроений, когда не знаешь, что твой кумир на сей раз выкинет. И благотворительностью занимается не для собственного пиара, как иные наши дамочки, а всерьез и надолго.
Такой отечественный Пол Ньюман – «новый человек» в переводе, в своем роде идеальный: тот тоже не жалел средств на бедных и больных, занимаясь, как и Хабенский, проблемами рака. И такой же, как его российский коллега, полный всяческих достоинств: красивый, умный, добрый, талантливый, небезразличный, лишенный звездной спеси.
К тому же трудоголик, всюду поспевает без ущерба для качества. Театр, кино, сериалы, фонды помощи страждущим, озвучка, огромный проект «Собибор» и пр. Слава богу, что ему не придется заполнять резюме при приеме на работу, которой у него выше крыши - графа «род занятий» не вместит. И это не разбросанность, а именно что собранность. Внутренняя и при этом заметная внешне, дающая плоды. Остается пожелать маэстро (уже маэстро, надо же) хороших кинодраматургов, которых сейчас днем с огнем. Время, впрочем, еще есть.
фото: АО «Коммерсантъ/FOTODOM