Радио "Стори FM"
Вуди Аллен

Вуди Аллен

Автор: Диляра Тасбулатова

1 декабря, знаменитому «нью-йоркскому невротику» и по совместительству великому режиссеру Вуди Аллену исполняется 85.

Цифра, конечно, пугающая – не думаю, что сам он рад этому серьезному «полуюбилею», ведь Аллен всю жизнь, с ранней молодости, боится смерти. Как ни парадоксально, в последнее время дама с косой перестала наносить визиты в его сюжеты – видимо, «старик» примирился с роковой неизбежностью. Более того, герои его фильмов все моложе и моложе, как, например, в «Дождливом дне в Нью-Йорке», где обитают чуть ли не тинейджеры со своими молодежными страстями. Видимо, сияющая юность его актеров ментально как бы отодвигает неизбежный конец - так ему, наверно, кажется.  

Аллен – конечно, Вселенная, особый случай, редкий в истории кино: снимает он много как японцы (у тех иногда в анамнезе и по сотне картин, по три в год), работает не покладая рук, выдавая примерно раз в пятилетку неукоснительный шедевр. То – легкий, неподражаемо изящный, как уже упомянутый «Дождливый день», то – сумрачный, «бергманоидный», как, скажем, «Матч Пойнт», по мотивам самого Достоевского.

…С этим Бергманом в алленовской интерпретации вообще произошел своеобразный кунштюк: в свое время увлекшись им, Аллен, стэндапер и автор смешных скетчей, начал говорить о беспросветности и трагизме существования, формально сохранив свою легкую манеру повествования. Получился эдакий микст, ошеломительный коктейль – только Аллен смог бы его взболтать, смешивая в гармоничной пропорции.

Все (ну, или почти все) его шедевры навеяны как раз Бергманом, замешанном, как уже было сказано, на неповторимом нью-йоркском духе с толикой еврейского юмора.

Аллен, словно Бальзак ХХ века, написал свою человеческую комедию – о наших слабостях, странностях, о нашей способности к подлости, мелкому шантажу и даже, в крайнем случае, – к убийству, как в «Матч Пойнте» или «Преступлениях и проступках». Зная, так сказать, жизнь и понимая природу человека как никто другой, он создал огромную галерею человеческих типов – причем отнюдь не героических. Ибо Аллен понимает, что человек слаб, инфантилен, часто расчетлив и эгоистичен, подвержен сменам настроений и своей физиологии; и не то чтобы он эдакий кромешный мизантроп - скорее, скептик. Впрочем, не из тех, кто выходит к нам в белом пальто морализатора: Аллен и себя не щадит, посмеиваясь над собственными фобиями и слабостями.

Великий человек, виртуозный профессионал, маниакальный эрудит и трудоголик; автор, чью манеру ни с кем не спутаешь, творец своего мира, громадной вселенной, населенной всеми человеческими типами; драматург от Бога, блестящий писатель-сатирик; тот, кто передал дух великого города Нью-Йорка как никому еще не удавалось; юморист, в чьих шутках таится вся горечь мира… И так далее и тому подобное.

Интересно, что он до сих пор работает, и хотя профессия режиссера стоит на втором месте после летчика-испытателя, Аллен, видимо, настоящий ас, чего бы ни коснулся. Великий дух в тщедушном теле.

Подробнее о творчестве Вуди Аллена читайте в материале "Вуди Аллен, великий невротик"

фото: Shutterstock/FOTODOM

Похожие публикации

  • Дом, который построил Горин
    Дом, который построил Горин

    Каждый год, в день кончины Гриши, Григория Горина, трудно поверить, что это правда. В эти дни, когда ему могло бы исполниться 80, страшно подумать: 20 лет без малого, как его нет с нами. Хотя как сказать…

  • Дорогой Эрик Булатов
    Дорогой Эрик Булатов
    Эрик Булатов – на сегодняшний день самый, наверно, дорогой из постсоветских художников, «живой классик» и «национальное достояние», чья картина «Советский космос» на «Сотби» ушла за полтора миллиона долларов, в свое время вывозился из СССР со штампом «художественной ценности не имеет»
  • Еретик Пазолини
    Еретик Пазолини
    В марте 1922 года, почти сто лет назад, родился один из самых выдающихся режиссеров ХХ века, Пьер-Паоло Пазолини. Обстоятельства его смерти до сих пор не раскрыты: 2 ноября 1975 года на пустыре неподалеку от Рима был найдено тело Пазолини со следами пыток