Радио "Стори FM"
Календарь: Витторио де Сика

Календарь: Витторио де Сика

7 июля исполняется 120 лет со дня рождения Витторио Де Сика, величайшего режиссера, чьи «Похитители велосипедов» вошли в историю кино как непререкаемый шедевр, долгие годы возглавлявший десятку лучших картин мира.

Де Сика был, что называется, настоящим итальянцем – добродушным, «простецким», по-мужски обаятельным. Если не знать, что перед вами абсолютный гений, можно подумать - очередной «латинский любовник», если не мафиози: красивый, лощеный, всегда с иголочки, он совсем не походил на сумрачных северных интеллектуалов вроде Бергмана.

Тем не менее именно Де Сика стал зачинателем неореализма, мощного кинематографического движения, абсолютно новаторского, работая вместе со своим постоянным драматургом Чезаре Дзаваттини. Притом что кино тогда делалось буквально на коленке, а идеи рождались в густом сигаретном дыму (так Феллини, например, описывает посиделки и бесконечные обсуждения итальянских кинематографистов, хотя Феллини родился почти на двадцать лет позже).

Де Сика, начав довольно поздно, в конце концов добился всемирного признания, и за океаном в том числе: четыре его фильма были удостоены Оскара: «Шуша», «Похитители велосипедов» (в 1947-м «Шуша» стала первым иностранным фильмом, получившим почётный Оскар), «Вчера, сегодня, завтра» и «Сад Финци-Контини». Он был номинирован на «Оскар» и как актер - за лучшую мужскую роль второго плана в американском фильме 1957 года «Прощай, оружие» (правда, приз ему тогда не достался), а за «Чудо в Милане» Де Сика получил золото Канн.

Де Сика принадлежит честь открытия мегазвезды Софи Лорен: он первый увидел в ней не только «секс-бомбу», но большую актрису, символ «народной» Италии. Ее лучшие роли были сыграны в фильмах Де Сика: «Чочара» (приз Канн за лучшую женскую роль), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964, приз ММКФ), «Подсолнухи» (1970). В трёх последних картинах партнёром Софии Лорен стал Мастроянни, составив незабываемый дуэт двух символов величия итальянского кино.

Де Сика умер еще не старым, едва за 70, успев за свою жизнь снять несколько великих картин: впрочем, он и родился вовремя – тогда, когда кинематограф набирал силу, говоря о насущном.

фото: Shutterstock/FOTODOM

Похожие публикации

  • Резо Чхеидзе: Покаяние. Вторая Оттепель
    Резо Чхеидзе: Покаяние. Вторая Оттепель
    Старшее поколение хорошо помнит фильм «Отец солдата» - с Серго Закариадзе в главной роли: знаменитая картина, классика советского кино; неувядаемый, как раньше говорили, шедевр. Снял его, как известно, Резо Чхеидзе, каннский лауреат. Его все звали Резо, ну а если официально - Реваз Давидович
  • Тимофей Трибунцев: Русский человек на рандеву
    Тимофей Трибунцев: Русский человек на рандеву
    Трибунцев, которого долго считали актером эпизода, хотя в театре он играл и в шекспировских пьесах, и играл заметно, не боится разнообразить репертуар – от графа Кента до российского обывателя, от издевательской короткометражки до сложной главной роли. Такого диапазона, может, сейчас нет ни у кого
  • Человек человеку – двойник
    Человек человеку – двойник

    Ираклий Квирикадзе – об Иване Урганте и прекрасных временах, когда мы догоняли Америку, собака Лайка летала в космосе, а юмор, веселье, розыгрыши были составной частью человекосуществования