Автор: Сергей Лесковский
12 декабря родился Виталий Соломин (1941 - 2002).
…В связи с замечательным, разнообразным, большим актером Виталием Соломиным вспоминается одна история - почти фантастическая, совершенно невероятная.
1969-й год. Алма-Ата, лето, жара. Свадьба старшего брата. В дом вбегает дружка Виктор и обращается к отцу:
- К вам это... артисты Малого театра приехали.
(Немая сцена – прямо как в «Ревизоре»).
- Так проси, Виктор, - и веря, и не веря говорит отец.
И тут в гостиную входят Юрий Васильев, Александр Потапов, Нелли Корниенко, Ирина Вавилова и Виталий Соломин... Самым известным, конечно, был Васильев - после герасимовского «Журналиста».
Но и Соломина тоже знали: уже вышли на экраны «Женщины», «Старшая сестра, «Бабье царство» и комедия «Крепкий орешек». В театре он был плотно занят, но ещё не сыграл ни Хлестакова, ни Федю Протасова, ни Чацкого, ни Кречинского. Поэтому смущался и удивлялся, что его знают (а за столом собрались обыкновенные люди, далёкие от кино). Пели, смеялись, рассказывали актерские байки. А с рассветом поймали грузовик, забрались в кузов и уехали в гостиницу. В благодарность за гостеприимство мои родители, молодожены и я с моим школьным другом получили контрамарки на спектакли Малого театра.
Подтвердить правдивость этой истории может Ирина Вавилова, но она давно живёт во Франции... Для моей же семьи встреча с актерами, случайно заглянувшими к нам на огонек, стала одной из самых памятных в жизни. Увидев кого-нибудь из них в фильме или спектакле, мы всякий раз вспоминали тот жаркий алматинский день 1969 года. Моя внучка, услышав эту историю, спросила: «Неужели тогда можно было так легко прийти к незнакомым людям и поесть?» То время представляется ей совершенно непонятным, наивным и иррациональным.
К сожалению, в дальнейшем мне не довелось встретиться вживую ни с одним из приехавших гостей. Разве что в кино, на экране.
И Виталий Соломин оказался самым звездным и самым успешным из них. Услышав его имя, все сразу вспоминают доктора Ватсона. Но за сорок лет творческой жизни на сцене и в кино он играл самые разные роли, иногда настолько взаимоисключающие, что просто уму непостижимо. Как один актер смог вместить в себя негодника и прохвоста Яшу в «Вишнёвом саде» и Бони в «Сильве», Томского в «Пиковой даме» и доктора Астрова в «Дяде Ване»? Но и это еще не всё – он сыграл и нерешительного Вадима в «Зимней вишне», и отчаянного Николая Устюжанина в «Сибириаде».
Ролей было много - в комедиях, драмах, военных фильмах и экранизациях мировой и отечественной классики… И все равно, когда вспоминаешь Соломина, не покидает чувство, что он мог бы сделать ещё больше - если бы, не загружая себя работой так безоглядно, не щадя себя, прожил бы дольше.
В таких случаях говорят, что торопился жить. Только надо ли было так спешить? Как знать...
Последней наградой Виталия Мефодьевича - увы, посмертной, - стала Национальная премия «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль в телефильме «Пан или пропал».
Воспоминания вдовы Виталия Соломина, Марии Соломиной можно прочитать тут
фото: Архив фотобанка/FOTODOM