Радио "Стори FM"
Ролан Быков

Ролан Быков

Автор: Сергей Лесковский

12 октября исполнился бы 91 год со дня рождения выдающегося актера и режиссера, народного артиста СССР Ролана Антоновича Быкова (1929 – 1998).

…Внимательно изучив репертуар Московского ТЮЗа первой половины пятидесятых, я наконец понял, почему молодому Ролану Быкову захотелось удрать оттуда: он, оказывается, вынужден был играть некого Яшку в насквозь идеологизированном спектакле «Павлик Морозов», и не только Яшку, хватало и прочей чепухи. Единственным персонажем, который пришелся ему по душе, был … Бармалей. Забавно, что этот самый Бармалей так запал в душу молодому актеру, что спустя десятилетие он снимет «Айболита 66», где, как вы помните, сам и сыграет этого нестрашного злодея.

Фильм был экспериментальным, сегодня его бы назвали «артхаусом», но тогда, слава богу, этого понятия в ходу еще не было. Критика, в большинстве случаев, как правило, косная, отнеслась к «Айболиту» настороженно - ведь Быков использовал вариоскопические приемы съёмки, отчего у зрителей создавалась иллюзия, будто они участвуют в игре, а актеры сходят с экрана в зрительный зал. Зато дети оценили необычность происходящего, а самые любознательные даже пытались соскочить с места и рассмотреть фокус поближе.

Подобные приемы Ролан Быков использовал и в другом своем фильме – «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Получается, ТЮЗ никуда не делся из его жизни - всё его творчество было связано с детским кинематографом, он даже создал Международный Фонд развития детского кино и телевидения, который сегодня носит его имя.

Решение заняться этим масштабным делом было принято, видимо, после съёмок «Чучела», картины, которую вначале запрещали, а потом дали Госпремию – ну, благодаря перестройке, конечно. Та же история произошла и с фильмом Александра Аскольдова «Комиссар», но, как известно, ещё более трагичная: режиссера навсегда отлучили от кино, фильм положили на полку на целых 20 лет. Зато по прошествии этого времени Быкову вручили «Нику» за роль бедного еврея Ефима Магазанника, истерзанного революцией, - что белыми, что красными.

Ролана Антоновича в принципе всегда занимала тема маленького человека: он играл Акакия Акакиевича в экранизации гоголевской «Шинели» у Баталова, а потом и сам поставил «Нос», взяв себе роль майора Ковалева. Можно сказать, Быков всегда играет «маленьких людей», людей на обочине большой Истории. И, может, поэтому его героям всегда сочувствуешь, независимо от того, в какой эпохе им пришлось жить: и Скомороху в «Андрее Рублёве», и трубачу Павлу Васильевичу в «Звонят, откройте дверь», и командиру партизанского отряда Локоткову с его негромкой мужественностью в «Проверках на дорогах», и баянисту Лиситкину в картине «Из жизни отдыхающих», и военруку в «Подранках»… А шепелявый логопед в доброй комедии Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» - ну просто смех сквозь слезы.

Быков грандиозен, хотя, как уже было сказано, его тема – отнюдь не героизм и не патетика; даже самый мужественный его персонаж, Локотков, скромен и никогда себя не выпячивает (потому и никаких наград не удостоился). Быть может поэтому Быков, чьей темой всегда была тема человечности - той, что вопреки веку-волкодаву, внес свою неоценимую лепту в советский кинематограф.

фото: Советский экран/FOTODOM

Похожие публикации

  • Ходжа наследил
    Ходжа наследил
    Русский Кампанелла Леонид Соловьёв ещё в молодости нашёл свой Город солнца под синим небом Средней Азии. Что за тайное знание он там получил, позволившее ему остаться человеком в самых бесчеловечных обстоятельствах?
  • Все мы немного чучело
    Все мы немного чучело
    Есть книги и фильмы, прочитав или посмотрев которые чувствуешь: время, которое только что было нынешним, кончилось. Что дальше − неизвестно, но понятно: как прежде, уже не будет. Такую роль сыграло в жизни многих детей, взрослевших в 80-е, «Чучело»
  • Барин
    Барин
    Виктория Токарева — о писателе Юрии Нагибине: «В нагибинской жизни можно было всё, не существовало никаких запретов»