Радио "Стори FM"
Кира Муратова

Кира Муратова

5 ноября родилась Кира Георгиевна Муратова, выдающийся режиссер. 

Муратова, конечно, уникум – и не только потому что женщина, справлявшаяся со своей «мужской» профессией похлеще коллег-мужчин, но и потому, что ей удалось создать свою собственную вселенную.

Когда говорят про кого-то, что он был «неповторимым», чаще всего это просто клише – удивительный, неповторимый, такой и эдакий. А уж по отношению к женщинам в нашей сексистской стране – тем более, такие похвалы, как правило, приберегали к 8 марту. Но вот странное дело, Кира Георгиевна была действительно неповторимой. Причем в прямом значении этого слова: ее стиль нельзя было воспроизвести или подражать ему, хотя попытки случались – и, как правило, безуспешные.

Пережившая запрет на профессию после сдачи худсовету «Долгих проводов», Муратова то ли библиотекарем пристроилась, то ли вообще полы мыла на студии, снимать-то ей не давали… Длилось это безобразие целых 20 лет – если не считать трагической судьбы Аскольдова, можно сказать, что именно с Муратовой обошлись наиболее жестоко. И без видимых причин: что могло так взбудоражить цензоров в этой «провинциальной мелодраме» о взаимоотношениях сына-подростка и его стареющей матери? Решительно непонятно.

Слава настигла ее уже в перестройку – десятки призов, уважение коллег, пиетет, возможность работать, восхищение критиков, признание Запада. Удивительный поворот судьбы – не случись Горбачева, она так и просидела бы в библиотеке, наблюдая, как ее бездарные коллеги разъезжают по фестивалям и снимают из года в год.

Надо сказать, что и здесь Муратова показала себя бойцом: профессия режиссера все же зависит от тренинга, опыта (как, впрочем, любая другая, но эта – особенно), а она, пропустив десятилетия, встала за камеру как ни в чем не бывало. Как будто профессия у нее в крови, двадцать лет не играл на скрипке, а встал за пульт и сыграл Вивальди. Так не бывает вообще-то – то есть и в этом случае она феноменальна. Как и в случае изобретения собственного стиля, ни на кого не опирающегося.

Можно по-разному относиться к ее последующему творчеству, фильмам, снятым в перестройку и позже – многим они кажутся зловещими, макаберными, кромешными. Всё так, но любопытно другое – зловещие или нет, нравятся они вам или нет, Муратова обладает таким высочайшим профессионализмом, что просто оторопь берет. У нее нет проколов, она в своем роде совершенство.
В этом смысле она – международная фигура. Хотя снимала фильмы, как сама не раз говорила, «провинциальные», о жизни провинции с ее «мелкими» проблемами. Тем не менее выяснилось, что ее небольшие, без вселенского замаха и голливудской мегаломании, картины обладают центростремительной силой – как, скажем, летающие над Витебском провинциальные любовники Шагала. Как малые голландцы, писавшие цветочки и фамильные портреты, которыми теперь восхищается весь мир.

Подробнее о судьбе и творчестве Киры Муратовой в архивном материале "Кира Муратова, "второстепенный человек"

фото: Архив фотобанка/FOTODOM

Похожие публикации

  • Война лейтенанта Чухрая
    Война лейтенанта Чухрая
    Когда на вступительных экзаменах во ВГИКе в 1946-м Григория Чухрая, только что демобилизованного лейтенанта с осколком в легком, спросили: «Не кажется ли вам, что то, чем вы занимались в армии и то, чем хотите заниматься в искусстве, — слишком разные вещи?», он твердо ответил: «Не кажется»
  • Времена странных женщин
    Времена странных женщин
    Откуда берутся женщины, у которых всё не как у людей? Те, что одеваются замысловато, с мужьями живут не по канону, странные стихи пишут? Почему появляются стайками и куда потом улетают?
  • Бог умер
    Бог умер
    Марлон Брандо был актёром, с которым киностудии связывались вопреки желанию, вопреки его репутации и тем адским суммам, которые он запрашивал. Такой заносчивый, что тошно с ним здороваться. Ему просто не было равных. За что он так презирал окружающих? – вот вопрос, который ему мечтали задать все. Действительно, за что?