Радио "Стори FM"
Календарь: Эльдар Рязанов

Календарь: Эльдар Рязанов

Автор: Диляра Тасбулатова

18 ноября родился Эльдар Рязанов, всенародная знаменитость, режиссер, фильмы которого видел буквально каждый - сначала в СССР, а потом уже в России.

Уникум, сумевший создать поистине национальные хиты, человек-символ, почти каждый фильм которого отражал наше коллективное подсознание с удивительной, филигранной точностью.

Казалось бы, «Ирония судьбы», которую уже более полувека транслируют по ТВ в Новый год, должна смертельно надоесть, но ведь и те, кто порой сетуют, не могут не задержаться у телевизора. Сразу и не поймешь, почему именно эта картина, где герои - интеллигенты, пользуется такой бешеной популярностью в пролетарской, по сути, стране.

Обаяние Рязанова, его стиль, который ни с кем не спутаешь, его дар комического, его теплый юмор, лишенный сарказма и издевки, мастерство и тонкое понимание жанра – всё это каким-то невероятным образом поместилось в одном человеке.

Собственно, кроме него и Гайдая, режиссера тоже великого, но больше эксцентрика чем лирика, феномена национального хита   не смог создать никто.

И никто, кроме Рязанова и Гайдая, не смог понять феноменальность Юрия Никулина, эдакого нелепого советского Чаплина, все время попадающего в дурацкие ситуации, как это было в «Бриллиантовой руке» или «Стариках-разбойниках». И если Фюнес, скажем, тиражировал свою маску, то Никулин в фильмах Рязанова и Гайдая оставлял за собой право быть разным, меняя ракурс.

Мастер ансамбля, Рязанов всегда подбирал актеров с удивительной точностью, какая не каждому дана – неизвестно, было ли у них взаимопонимание на площадке, но уже в готовом фильме поражала их слаженность, контакт между собой, искусство ответной реплики, «искра» между ними.

Так было между Филатовым и Догилевой в «Забытой мелодии для флейты», у Гурченко с Басилашвили в «Вокзале для двоих», у Фрейндлих с Мягковым в «Служебном романе», у Мягкова же и Брыльской в «Иронии судьбы»…

Рязанов мог бы сделать еще больше, но у нас чинят препятствия даже звездам – потому и не был снят «Сирано», с Евтушенко в главной роли, долго лелеемая Рязановым мечта.

Прожив большую жизнь, Рязанов будто продемонстрировал своей судьбой поговорку, что в России, мол, нужно жить долго – то есть дожить, если удастся, до признания. И хотя признание – народное, тотальное, всесоюзное – сопровождало его всю жизнь, начиная с хита «Карнавальная ночь», позже его феномен поняли уже все, и снобы в том числе.

Его шедевры - «Старики-разбойники», «Берегись автомобиля» и даже «Ирония судьбы» - по сути, о беззащитности интеллигенции, хрупкого слоя в грубом обществе. Пусть и остающимся за кадром по требованию жанра, но умный человек поймет…

Идеальный тандем с тонким комедиографом, драматургом Эмилем Брагинским, ушедшим раньше Рязанова (еще раньше они расстались), дал истории кино, и не только советского, подлинные шедевры – «Берегись автомобиля» будет понятен всем; возможно, и «Старики-разбойники» - тоже.

Ибо искусство Рязанова – универсально.

Мы опубликовали несколько историй-воспоминаний дочери мастера Ольги Рязановой, например, о кастинге для несостоявшегося «Сирано де Бержерака».

фото: Архив фотобанка/FOTODOM

Похожие публикации

  • Ольга Рязанова: Дома, которые мы потеряли
    Ольга Рязанова: Дома, которые мы потеряли
    Ольга Рязанова, дочь великого режиссера, в юности повидала много выдающихся людей, друзей ее отца. Во времена СССР эти люди встречались не только на знаменитых московских кухнях, но и в так называемых Домах творчества. Ольга рассказывает о двух из них
  • Ольга Рязанова: Хрущев вместо фикуса
    Ольга Рязанова: Хрущев вместо фикуса
    Ольга Рязанова продолжает рассказывать захватывающие истории, связанные с блестящим окружением ее отца, выдающегося режиссера Эльдара Рязанова. Этот рассказ – об интереснейшем человеке, Василии Катаняне, ближайшем друге Рязанова и пасынке Лили Брик.
  • Ольга Рязанова: Мой неизвестный дед
    Ольга Рязанова: Мой неизвестный дед
    Мы публикуем свидетельство Ольги Рязановой, дочери великого режиссера, о ее родном деде. Еще одной жертве сталинского беспредела. Ольга пишет, как она узнала о деде то, чего о нем не знал даже ее отец, режиссер Эльдар Рязанов