Автор: Диляра Тасбулатова
18 ноября родился Эльдар Рязанов, всенародная знаменитость, режиссер, фильмы которого видел буквально каждый - сначала в СССР, а потом уже в России.
Уникум, сумевший создать поистине национальные хиты, человек-символ, почти каждый фильм которого отражал наше коллективное подсознание с удивительной, филигранной точностью.
Казалось бы, «Ирония судьбы», которую уже более полувека транслируют по ТВ в Новый год, должна смертельно надоесть, но ведь и те, кто порой сетуют, не могут не задержаться у телевизора. Сразу и не поймешь, почему именно эта картина, где герои - интеллигенты, пользуется такой бешеной популярностью в пролетарской, по сути, стране.
Обаяние Рязанова, его стиль, который ни с кем не спутаешь, его дар комического, его теплый юмор, лишенный сарказма и издевки, мастерство и тонкое понимание жанра – всё это каким-то невероятным образом поместилось в одном человеке.
Собственно, кроме него и Гайдая, режиссера тоже великого, но больше эксцентрика чем лирика, феномена национального хита не смог создать никто.
И никто, кроме Рязанова и Гайдая, не смог понять феноменальность Юрия Никулина, эдакого нелепого советского Чаплина, все время попадающего в дурацкие ситуации, как это было в «Бриллиантовой руке» или «Стариках-разбойниках». И если Фюнес, скажем, тиражировал свою маску, то Никулин в фильмах Рязанова и Гайдая оставлял за собой право быть разным, меняя ракурс.
Мастер ансамбля, Рязанов всегда подбирал актеров с удивительной точностью, какая не каждому дана – неизвестно, было ли у них взаимопонимание на площадке, но уже в готовом фильме поражала их слаженность, контакт между собой, искусство ответной реплики, «искра» между ними.
Так было между Филатовым и Догилевой в «Забытой мелодии для флейты», у Гурченко с Басилашвили в «Вокзале для двоих», у Фрейндлих с Мягковым в «Служебном романе», у Мягкова же и Брыльской в «Иронии судьбы»…
Рязанов мог бы сделать еще больше, но у нас чинят препятствия даже звездам – потому и не был снят «Сирано», с Евтушенко в главной роли, долго лелеемая Рязановым мечта.
Прожив большую жизнь, Рязанов будто продемонстрировал своей судьбой поговорку, что в России, мол, нужно жить долго – то есть дожить, если удастся, до признания. И хотя признание – народное, тотальное, всесоюзное – сопровождало его всю жизнь, начиная с хита «Карнавальная ночь», позже его феномен поняли уже все, и снобы в том числе.
Его шедевры - «Старики-разбойники», «Берегись автомобиля» и даже «Ирония судьбы» - по сути, о беззащитности интеллигенции, хрупкого слоя в грубом обществе. Пусть и остающимся за кадром по требованию жанра, но умный человек поймет…
Идеальный тандем с тонким комедиографом, драматургом Эмилем Брагинским, ушедшим раньше Рязанова (еще раньше они расстались), дал истории кино, и не только советского, подлинные шедевры – «Берегись автомобиля» будет понятен всем; возможно, и «Старики-разбойники» - тоже.
Ибо искусство Рязанова – универсально.
Мы опубликовали несколько историй-воспоминаний дочери мастера Ольги Рязановой, например, о кастинге для несостоявшегося «Сирано де Бержерака».
фото: Архив фотобанка/FOTODOM