Радио "Стори FM"
Ален Делон

Ален Делон

Автор: Ирина Шахметова

8 ноября исполняется 85 лет Алену Делону, символу французского кино, чье имя стало мировым брендом.

Удивительная судьба: мальчик из мелкобуржуазной семьи, фактически сирота, которым не слишком интересовались родители, сумел стать звездой планетарного масштаба. Настолько, что его имя на слуху уже более полувека, а точнее – 60 лет (!). Поразительное долголетие, да и сейчас споры о нем не затихают, кто-то (видевший пару фильмов с ним, а снялся он более чем в ста) говорит, что, дескать, он всего лишь «смазливый бездарь», те же, кто видел хотя бы половину его фильмографии, признают в нем выдающегося актера.

В чем только его не упрекали за эти годы – и в авторитарном деспотичном характере в том числе. Скорее всего, доля правды в этом есть, но ведь будь по-другому, Делон никогда бы не стяжал такой славы, а будь он слабаком, не смог бы устоять перед миллионом соблазнов, когда у тебя, совсем еще молодого человека, весь мир как на ладони, буквально у твоих ног. Испытание «медными трубами» - самое сложное, недаром столько начинающих звезд сломали себе шею после первого же успеха. То, что Делон выстоял – чудо, ведь после первых триумфов ему практически принадлежал весь мир, любые женщины, деньги, дружба с сильными мира сего.

Забывают и о его громадном трудолюбии – начиная с шестидесятых и вплоть до восьмидесятых Делон снимался каждый год в четырех, а то и в пяти фильмах (!), напряжение не для слабых духом, да и телом тоже, ведь это еще и тяжелая физическая работа. Ну и, как водится, в соответствии с новомодными веяниями, Делон, помимо того, что якобы «пустой красавчик», еще и мизогин, расист и чуть ли не фашист.

Забывают к тому же - то ли умышленно, то ли от лени и нелюбопытства - что он не только актер, но и крупный продюсер, который финансировал заведомо убыточные и рискованные арт-проекты. То есть лично повлиял на историю французского кино, обнаружив отменный и вкус и чутье на драматургический материал. Кто как не Делон дал деньги Алену Кавалье – на съемки «Непокоренного», повествующего о войне в Алжире, этой политической авантюре, до сих пор травматичной для Франции (позже этой болезненной темы коснется Михаэль Ханеке в фильме «Скрытое»). Главный герой попадает в жернова большой Истории, хотя он всего лишь наемник, зарабатывающий деньги. Поэтому картина, которую сочли чуть ли не «проалжирской» и предательской по отношению к Франции, попадает под цензуру и проваливается в прокате. Никому не хотелось бередить недавние раны, наблюдая за перипетиями судьбы героя-дезертира, жертвы колониальной политики Франции. В результате Делона обвинили в отсутствии патриотизма и чуть ли не в клевете, и он еще пять лет расплачивался с долгами. Но, как говорил Маяковский, - «зайдите через тысячу лет». Зайдите, найдите время, посмотрите этот фильм. Чтобы убедиться, что это одно из мощных пацифистских произведений и что роль Томаса Влассенрута - одна из лучших в обширной фильмографии Делона. Да и не только его.

К тому же он, между прочим, одним из первых, еще в далеком 1978-м - поднял важный вопрос влияния телевидения на детей, сняв «Осторожно, смотрят дети». Проект «Двое в городе», страшная и значительная картина режиссера Хосе Джованни, тоже сделана на личные средства Делона: после ее выхода в прокат во Франции начинается кампания за отмену смертной казни…

На счету Делона-продюсера и такие выдающиеся фильмы, вошедшие в учебники истории кино, как «Месье Кляйн» Джозефа Лоузи, «Первая ночь покоя» Валерио Дзурлини и «Наша история» Бертрана Блие. И об этом будто специально умалчивают, мало пишут, лепя образ Делона из обрывков сплетен о его романах, разрывах, женитьбах, детях и скандалах. Он, конечно, не брезговал и полицейскими боевиками, зарабатывая, чтобы вложиться в арт-фильмы, подлинные шедевры авторства крупных режиссеров. «Кино на спичках не делается», как он сам говорит... И режиссер не писатель, ему нужно больше чем домашний компьютер, нужны колоссальные вложения.

Создается впечатление, что те, кто третирует Делона как смазливого молодца, видели только «Зорро», да и то в глубоком детстве, а чуть повзрослев – «За шкуру полицейского». На этом список горе-киноманов кончается: это ведь, простите за сравнение, как судить о Толстом, прочитав только «Льва и Собачку». Имена его персонажей – таких как Рокко, князь Танкреди, месье Кляйн, Даниэле Доминичи, Томас Влассенрут, Робер Авранш, - звучат для хулителей его таланта, боюсь, впервые.

…Не раз ссорившийся с администрацией Каннского фестиваля (хотя такое мало кто себе позволяет, опасно для карьеры), он всё же, слава тебе господи, получил почетную Золотую Пальму - в прошлом году, до карантина. Несмотря на визги непонятных дам из фальшивой организации «Женщины Голливуда» (ни одной голливудской звезды в этой компании не замечено).

Делону, несмотря ни на что, везет. Он всё делает вовремя, он отличный стратег, сумевший сам сотворить свою судьбу, не потеряться на фоне других (мало ли красавчиков в кино), распределить свои силы между коммерцией и настоящим искусством и войти в возраст, что называется, на коне. Как говорил Жванецкий о Райкине:

«Это мука — не выпить и не споткнуться. Это мука — не сделать двух шагов в одиночестве, не иметь никакой возможности зайти в кино, магазин, ресторан, ни скрыться, ни отвернуть лицо. Это отказ от всего, чтоб не уронить. Кто из нас пойдёт на это? Он великий артист. И с этим тоже надо смириться».

Так что смиритесь – он великий артист.

Подробнее о звезде французского и мирового кино читайте в материале "Ален Делон: Человек-символ".

фото: Shutterstock/FOTODOM

Похожие публикации

  • Режиссёр своей судьбы
    Режиссёр своей судьбы
    Она сделала одну из самых успешных карьер в истории советского кино, обойдя все мыслимые идеологические рифы, не отвлекаясь на разрушительные кампании и компромиссы. Хотя исходные данные у неё были аховые: женщина, никому не родственница, не любовница и не жена. В профессиональной среде про её удачливость и неуязвимость слагались легенды. Кто-то, впрочем, полагал, что эти истории она сама же и придумывает, на худой конец – тонко режиссирует то, что рассказывают про неё другие…
  • Михаил Левитин и его школа клоунов
    Михаил Левитин и его школа клоунов
    Михаил Левитин – режиссер, писатель, художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж». У него необычные постановки, может быть потому, что сам по себе он напоминает странный предмет, прыгающий с полки на полку и вносящий в установленный порядок некую путаницу
  • Русские боги
    Русские боги
    Христианство  сумело выжечь из памяти русских языческих богов, но не смогло запретить создавать новых. Что говорят нам все эти перуны с велесами?