Радио "Стори FM"
Игорь Масленников

Игорь Масленников

Автор: Диляра Тасбулатова 

Игорю Масленникову, фигуре уже почти мифологической – благодаря авторству сериала о Шерлоке Холмсе – исполняется 90 лет.

Любопытно, что происхождение Игоря Федоровича – двойственное, в анамнезе и дворяне, и простые крестьяне, к каковым примешиваются еще и казаки. Может, именно поэтому (хотя талант, как говорила Раневская, как прыщ, вскочит где угодно) в режиссерской манере Масленникова есть и утонченность, и в то же время размах. Крестьянской въедливости не заметила: впрочем, его коллега Виталий Мельников, родившийся в глухой деревне, снял лучшую экранизацию гоголевской «Женитьбы», так что, видимо, разговоры о происхождении не всегда имеют смысл.

У Масленникова целых три хита (что бывает относительно редко, у авторов таковых, как правило, он всегда один): сериал о Холмсе, «Зимняя вишня» (о фильме до сих пор спорят, буквально на днях в соцсетях разразилась очередная дискуссия, хотя прошло уж более тридцати лет, 36, если быть точным) и, конечно, «Пиковая дама» (в какой-то мере и «Ярославна, королева Франции», фильм тоже помнят). Экранизация прозы «нашего всего» поразила не кого-нибудь, но и строгих пушкинистов, обычно недовольных интерпретациями своего кумира: именно Масленников передал дух пушкинской прозы, пронизанной в этом рассказе тайной и мистическим флером.

Широкая публика, однако, не знает, что будучи еще студентом Высших режиссерских курсов, Масленников снял новеллу для фильма «Личная жизнь Кузяева Валентина» - вместе с Ильей Авербахом, который сделал две из трех. Прославившийся позже идеальной стилизацией похождений лондонского сыщика и несчастной судьбой «подмороженной» одиночеством Ольги, пребывающей в вечном, судя по всему, адюльтере, Масленников, как выяснилось, был на высоте и в своем дебюте: история российского Кандида, наивного пацана Вали Кузяева – одна из самых интересных картин шестидесятых.

v.jpg
Кадр из фильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон"
Известно, что наши отечественные Ватсон и Холмс признаны лучшими в мире, любопытно и то, что оба стали чуть ли не родными для каждого советского человека, не слишком расположенного, подозрительного по отношению к «иностранцам». Феномен Штирлица в его эротичной эсэсовской форме можно еще объяснить: мы-то, мол, знаем, что этот красавец штандартенфюрер – наш человек; но зачем условному дяде Васе понадобились элегантные денди – загадка. Музыкальная тема, позывные начала каждой серии талантливейшего композитора Дашкевича стали такими же узнаваемыми, как и «Мгновение, мгновение, мгновение» в сериале о похождениях нашего разведчика.

Притом что изобразить «заграницу» у нас всегда получалось как-то криво-косо (еще Жванецкий издевался: воротник сюртука от шеи отстает, а фраза «Мне в Париж по делу» не выговаривается), Масленников добился идеальной стилизации, будто ты смотришь аутентичный фильм, буквально с берегов Темзы, родины легендарного сыщика. К тому же несуществующего: Ливанов и Соломин действительно вдохнули жизнь в своих условных персонажей.

o.jpg
Кадр из фильма "Зимняя вишня"

Один философ как-то сказал, что русский может перевоплотиться в кого угодно (причем сказал не в качестве похвалы), в вот европейцу русского не сыграть (самый чудовищный пример – Омар Шариф в роли доктора Живаго, еще бы японца позвали): ну, если речь не идет о доморощенной халтуре, над чем смеялся Жванецкий.

Так вот, фильмы о Шерлоке Холмсе, сделанные с огромным вкусом, юмором, изяществом – яркое опровержение обоих тезисов: о текучести и неопределенности, с одной стороны, так называемого русского характера, а с другой – что отечественный актер недостаточно изящен, чтобы играть лордов и прочих высокородных европейцев. Ну или, как в случае с Ливановым и Соломиным - ироничных англичан, за которыми стоит не только история их страны, но особое внимание к дендизму. Недаром в Лондоне стоит памятник лорду Браммелю, символу идеального денди.

Масленников, слава Богу, достиг уже возраста патриарха – и, видимо, не только благодаря здоровью физическому, но и, так сказать, ментальному, хотя все мы вышли из гоголевской шинели, в России жить трудно.

Долгих лет, маэстро.    

фото: ТАСС (на съемках телефильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон"); kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Педант и любимец женщин
    Педант и любимец женщин
    Писатель Михаил Зощенко всю свою жизнь прожил с любовницами, а умер на руках заботливой жены. Чего стоила ему такая «семейная идиллия»? 

  • Почему Петру Фоменко нравилось вводить людей в заблуждение
    Почему Петру Фоменко нравилось вводить людей в заблуждение
    «Петр обожал всех смешить или разыгрывать, и то, что производило на людей особенное впечатление, брал на вооружение. А когда показывал, как нужно играть, хотелось все бросить и смотреть на него, многие недоумевали: а чего он сам-то не сыграет?», - рассказывает Майя Тупикова, вдова Петра Фоменко.
  • Побег в Аргентину
    Побег в Аргентину
    Вообще-то, побега как такового не было. Были официальные гастроли труппы «Русского балета» в Буэнос-Айресе, куда не поехал Сергей Дягилев. Зато поехали Вацлав Нижинский и статистка кордебалета Ромола де Пульски. Из поездки бог танца и его истовая поклонница вернулись супругами. На глазах у всей труппы барышня увела у всемогущего Пигмалиона его Галатею.