Радио "Стори FM"
Господину Гаю Ричи, режиссёру и джентльмену

Господину Гаю Ричи, режиссёру и джентльмену

(неотправленное письмо)

- Hi, Guy! По-русски это "Привет, парень!" Заранее простите за такую фамильярность. Понимаю, что подобное обращение к всемирно известному режиссеру да, к тому же, потомку короля Эдуарда, да еще и с родственными связями с герцогиней Кэмбриджской звучит неподобающе. Но мне показалось, что официальное приветствие типа "Хау ду ю ду, господин Гай Ричи" прозвучало бы не совсем органично моему восприятию вашего восхитительного, всегда очень какого-то молодого, отвязанного и не по-королевски хулиганского кинотворчества. К тому же меня оправдывает полное совпадение вашего имени со звучанием по-английски русского слова, и не воспользоваться этим – выше моих сил.

Но возьму себя в руки и со всем почтением и почитанием поздравлю вас с днем рождения, которое случилось 10 сентября нынешнего года.

К пятидесяти одному году вы сняли как режиссер 15 фильмов (если считать серии в сериалах, то под 60), и почти во всех выступили и как сценарист. По моим субъективным подсчетам, большинство из них превосходны и снискали вам заслуженную мировую славу. Жаль, что предпоследний, самый кассовый и массовый «Алладин» мне не понравился, но со мной такое бывает нередко – не совпадаю с восторженной толпой. Что не мешает обожать вашего «Рок-н-рольщика», который ваши фанаты оценили кисловато.     

Ваш почти дебютный фильм 1998 года «Карты, деньги, два ствола», метнувший на экран сразу несколько козырей, собравший в 7 раз больше денег, чем стоил, и пальнувший в кинозалах оглушительно громко, не сразу и не у всех вызвал ощущение оригинального таланта. За четыре года до него триумфальное «Криминальное чтиво» Тарантино, казалось, предопределило новаторскую вершину стиля, киноязыка, монтажного своеобразия и черно-бело-ярко-нагло-неожиданного юмора, и сарказма, подражать которому сразу стало дурным и пошлым занятием.

2-stvola-kompr.jpg
"Карты, деньги, два ствола". Премия Британской Комедии. Винни Джонс, Джейсон Стэтхэм, Гай Ричи, Мэтью Вон Ник Моран и Труди Стайлер. Лондон. 1998 г.
И вдруг молодой Гай Ричи снял вроде нечто подобное, но какое-то другое, свое. Жанр криминальной комедии пополнился не выигрышной кассовой компиляцией, а вполне своеобразной картиной, где добрая доля абсурда, сюжетного авантюризма, сумасшедших монтажных решений и чудовищно реалистичных в своей отмороженности образов была отмерена в собственной вашей лаборатории и слеплена из ваших, именно ваших материалов, представлений, ощущений.

И пошло-поехало! «Большой куш», «Револьвер» «Рок-н-рольщик» - это уже совсем ваше кино. Нет, оговорюсь: без опыта мирового киноискусства ни одному режиссеру не обойтись. Из-за кулис ваших головокружительных экранных criminal shows выглядывают и Тарантино с Родригесом, и Коэны, и Линч и кое-кто еще из великих. Их можно различить в отдельных кадрах, репликах, операторских планах, стилистических фишках. Что совершенно не мешает воскликнуть: «И все же это он, именно он - Гай Ричи.

На премьере фильма "Большой куш". Квентин Тарантино, Гай Ричи и Мадонна. Голливуд. 2001 г. 

Кстати, я тут пересматривал в третий раз «Рок-н-рольщика» с обаятельнейшим Джеральдом Батлером в одной из центральных ролей. Там есть сцена погони одних преступников за другими. Отхохотавшись до коликов, вдруг поймал себя на мысли, что разве что наш выдающийся комедиограф Леонид Гайдай так веселил меня, снимая идиотские погони, но в жанре киноэксцентрики.  

В этих ваших фильмах обильно льется кровь, арсеналу оружия у киногероев может позавидовать полиция и армия многих стран, табачный дым и наркотический смог порою так застилают экран, что за ними и лиц не разглядишь, а сленг персонажей позволяет нашему одиозному синхронисту Гоблину, дублировавшему кое-что из ваших работ, озвучивать богатейший словарь заковыристого русского арго да и просто витиеватой матерщины.

Уважаемый мистер Ричи! В феврале этого года, аккурат накануне эпидемиологической напасти, в России появились ваши «Джентльмены». После двух частей «Шерлока Холмса» (хорош! хорош!) и «Алладина» (а вот такое могли бы снять многие ваши коллеги талантом пожиже!) вы, тот самый Ричи, вернулись. Несколько лет мы, непреклонные российские поклонники ваших криминально-умопомрачительных сюжетов, мысленно вторили персонажу безумно популярного у нас в стране мультфильма по не менее популярной книжке Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». С надеждой вглядываясь в туманную даль Альбиона или устремляя взор за океан, в Голливуд, мы с надеждой махали платочком, приговаривая: «Он улетел. Но обещал вернуться. Милый, милый!..»

А вот и вы с «Джентльменами»! Надежды оправдались? И да и нет. Вы вернулись к тому жанру, которым овладели в несравненном совершенстве. Здесь снова жестокие криминальные разборки, головокружительные зигзаги сюжета, секс, кровь и опаснейшие интриги и разборки, сдобренные (а как же без этого?!) фирменным юмором Гая Ричи, то черным, то грубоватым, то изысканным, то уморительно бытовым. Здесь все против всех, и всем нужны деньги, наркотики, девочки и власть в масштабах квартала, штата или всей страны. Здесь все покупается и продается. Здесь продажные журналисты, мафиози, наркобароны, китайская мафия, русские громилы и даже экзотический шантаж средствами киноиндустрии.

Но здесь и немного другой Вы. Здесь чуть изменившийся взгляд мистера Гая Ричи на сочиняемые им криминальные фантасмагории и главных действующих лиц. И на преступный мир в целом. И на общество, в котором эта прослойка процветает и благоденствует.

В ваших «Джентльменах» некоторое персонажи и взбалмошны, как прежде, и жестоки, и коварны, и нелепы, но… Внимание сместилось к фигурам более масштабным, «солидным», фундаментальным в своих действиях, манерах, замыслах и, с позволения сказать, философии. И это прежде всего Микки Пирсон в исполнении выдающегося, одного из самых моих любимых американских актеров Мэттью МакКонахи. Этот изощренный наркоторговец – миллионер с университетским образованием, создавший уникальную в своем роде империю по выращиванию конопли, решается продать свое детище за какие-то 400 миллионов долларов. Он умен, рассудочен и несуетлив, у него своя этика, свои «афоризмы житейской мудрости». Он считает себя гуманнее торговцев более сильными наркотиками, его мечты простираются выше помыслов мафиози, толкачей, властных и безжалостных лидеров наркоконцернов. А заработать на нем хотят другой интеллектуал-очкарик, да еще и вовсе представитель журналистско-художественного мира, сценарист, шантажирующий тщательно собранным материалом о деятельности Микки, - материалом, который можно положить в основу разоблачительного киносценария. Его с блеском играет волшебно медленно стареющий Хью Грант, чей талант только заматерел со временем. И уж прямо благородным наставником молодых, с благими целями участвующим в жестких разборках, предстает обаятельный герой Колина Фаррела, энергично помогающий заталкивать труп в багажник.

Простите, мистер Ричи, что напоминаю вам о вами же созданных образах. Они, эти деятели преступного мира с повадками и манерами интеллектуалов и джентльменов теперь интересуют вас, как мне кажется, куда больше мелкого или кровавого жулья, тупых мордоворотов и бандитов разных мастей и рас, вертевшихся в водовороте флэш-беков, стремительных смен ситуаций, поединков, измен, похищений и поножовщины.

gentelmen-kompr.jpg
VIP-показ фильма "Джентльмены". Хью Грант, Труди Стайлер, Гай Ричи и Стинг. Лондон. 2019 г.

По-моему, высокочтимый г-н Ричи, «Джентльмены» тяготеют к вашим триумфальным опусам, но уступают им по ритму, динамике, бесшабашности и остроумию безумств, творящихся на экране. «Джентльмены» выдают ваше стремление слегка осмыслить концепцию этого свихнувшегося мира, показать его хоть какую-то упорядоченность, вглядеться в образы тех немногих, кто менее склонен действовать бензопилой, но хотел бы внести побольше интеллектуального, «цивилизованного» в свои по сути преступные и чудовищные деяния.

Глупо и самонадеянно утверждать что-то от имени миллионов ваших зрителей, ваших поклонников. Но лично я, один из них, обнаруживал прелесть и обаяние ранних работ Гая Ричи как раз в демонстративном, смелом до наглости отсутствии какой-либо концепции, каких-либо попыток морализаторства и авторского отношения к происходящей на экране веселой и ужасной, остроумной и безумной вакханалии.

Так вы отражали мир, пользуясь средствами кино и владея ими виртуозно. Так вы нас развлекали и ужасали, ужасали и развлекали. То ваше кино было видом постмодернистского театрализованного действия на экране. Я смотрел его с упоением и позже ловил себя на том, что никого из ваших персонажей, приносимых вами в жертву сотнями, мне решительно не было жалко. Видимо, потому, что вы удивительно искусно размыли грань между кошмарным жизнеподобием реального преступного мира и набившими оскомину киноштампами в бесчисленных фильмах о нем. И вы сделали это благодаря чудодейственным средствам, которыми овладели мастерски, саркастическими цитатами из бездарных боевиков, остроумными репликами и диалогами, превосходной работой с актерами, которые почувствовали и реализовали ваше видение, ваш стиль.

semiy-kompr.jpg
Гай Ричи с женой Джеки и детьми Рафаэлем, Ривкой и Леви

Еще раз примите мои поздравления, господин Ричи! Да упасет вас бог от хворей и всяческих COVID. Большой привет вашей первой жене, восхитительной Мадонне, и вашему с ней сыну Рокко и приемному сыну Дэвиду. Наилучшие пожелания вашей супруге Джеки Эйнсли и детям Рафаэлю, Ривке и Леви. С нетерпением жду вашего следующего фильма. Кажется, он будет называться «Инкассатор»? Если таковой предполагается профессия будущего главного героя, - нижайшая просьба: пусть его не грохнут в первых же эпизодах. Ведь от вас, вашей неуемной фантазии можно ждать чего угодно.

С уважением, Григорий Симанович

фото: Shutterstock/FOTODOM

Похожие публикации

  • Тарантино: Гений китча
    Тарантино: Гений китча
    Мистер Тарантино, как его называют во всем мире, уже более четверти века занимает первую строку в рейтингах любимых режиссеров подростков. Похоже, повзрослевшие фаны «Криминального чтива» передали эстафету своим детям, восторгающимся его последним фильмом «Однажды в Голливуде». Получается, 57-летний Тарантино все так же молод
  • Благословенный мешок проблем
    Благословенный мешок проблем
    Кто бы спорил, Бенедикт Камбербэтч – отличный актёр, но в Британии таких немало. Да, сыграл Шерлока, так их и до него было двести сорок четыре только в кино. В чём же магия двести сорок пятого Шерлока?
  • Мадонна
    Мадонна
    16 августа 1958 года в небольшом городке Бей-Сити (штат Мичиган) в США родилась Мадонна Луиза Чикконе