Странно осознавать, что американской кинозвезде Гленн Клоуз исполняется 75 – не то чтобы она стремилась быть вечно молодой, как сейчас модно (как раз наоборот), но и с таким возрастом, уже приближающимся к рангу почетной «старушки», в отношении Клоуз примириться сложно.
Хотя, повторюсь, именно Гленн никогда не молодилась, и в 35 не стремилась выглядеть на 20. Правда, в кино она дебютировала как раз в этом возрасте, довольно поздно, ни в коем случае не претендуя на имидж очередной смазливой блондинки: горбоносая, с острым подбородком, решительным волевым лицом и таким же характером, она, казалось бы, была обречена играть исключительно феминисток, женщин-юристов, директоров банков, бизнесвумен или отпетых стерв.
Отчасти так и есть, плюс роли психопаток, неуравновешенных особ, как, скажем, в «Роковом влечении», триллере, где она третирует бедного Майкла Дугласа, своего случайного любовника, стремясь разрушить ему жизнь и чуть ли не убить его самого вместе с семьей. Гленн прекрасна и в роли прокурорш, ведущих процесс жестко и принципиально, и редакторов (или все-таки редакторок?) крупных изданий, и, о ужас, догхантеров (в знаменитом «101 далматинце»), да и в более проходных ролях – тоже. А уж в образах классического репертуара – например, Гертруды в «Гамлете» специалиста по Шекспиру Дзеффирелли, где главную роль играет Мел Гибсон, или в роли мадам Де Мертей в экранизации знаменитого романа Шодерло Де Лакло «Опасные связи» блистает так ярко, что оскаровские академики то и дело выдвигают ее на главный приз.
Вслед за Мерил Стрип, которая как-то заметила, что, мол, она чаще номинировалась на главную статуэтку Голливуда, чем получала ее, Клоуз могла бы точно также сострить - если бы вообще получила позолоченного истукана хотя бы раз. Ну, как свидетельство признания ее выдающегося таланта. Но нет – вот тут не повезло: каждый раз пролет, как это был долгое время у Ди Каприо. Теперь уже, видимо, поздно, хотя кто его знает.
Зато, помимо дарования, у нее есть лицо, то есть индивидуальность, яркий характер и фантастический дар перевоплощения – вплоть до того, что она вдохновенно сыграла мужчину (как наша Неёлова – Башмачкина или Сара Бернар – Гамлета) в фильме «Таинственный Альберт Ноббс», который к тому же спродюсировала и написала к нему сценарий. Роль удалась: а ведь Клоуз, как новичок в сценарном деле (писала она, правда, в соавторстве) очень переживала, удастся ли ее проект. И вновь победила. Выдающаяся актриса и, что любопытно, начисто лишенная самодовольства суперзвезды: как любят писать, «ищущая», «не останавливающаяся на достигнутом», используя дурацкие речевые клише, которые в случае с Клоуз, как ни странно, звучат весьма убедительно.
С возрастом она буквально поселилась в павильонах телевидения, играя больше в сериалах – учитывая уровень американского ТВ, это такая же серьезная работа, как и в большом кино. Тем более, как замечает ее подруга Мерил Стрип, - «чтобы получить роль, актриса моего возраста должна играть либо мать, либо умирающую от смертельной болезни». Видимо, умирать в голливудских блокбастерах ей малоинтересно – не думаю, что ролей бы для нее не нашлось даже при таком расширенном «штате» американских актеров.
Четыре мужа, восемь номинаций на Оскар и три «Золотых глобуса» - таковы результаты ее юбилея. Упорная работа на ТВ, признание, всеобщая любовь – и это несмотря на то, что «всеобщей милочкой» она никогда не была. Хотя и настоящей стервой – тоже, это скорее имидж.фото: Capital Pictures/FOTODOM