Радио "Стори FM"
Елена Яковлева

Елена Яковлева

Автор: Диляра Тасбулатова

5 марта у Елены Яковлевой, актрисы на редкость талантливой, яркой и мастеровитой - юбилей: сегодня ей, видимо, предстоит «отбиваться» от шквала поздравлений, славословий и восторгов.

Причем искренних – ее действительно любят, что тоже, согласитесь, редкость. Обычно зависть глаза застит – однако не в этом случае: Яковлеву и правда любят.  

Интересно, что такой пиетет – перед ее талантом, красотой и особым изяществом - вполне заслужен, Яковлева – звезда, и звезда по праву.

Причем любили ее всегда: даже в ГИТИС она поступила «в полпинка», особо не утруждаясь – хотя никаких связей у юной провинциалки в Москве не было и быть не могло. Как правило, будущие звезды преодолевают бесконечные препоны и рогатки, годами штурмуя театральные ВУЗы (Солоницын вон три раза поступал, так и не поступил), но только не Яковлева: приемная комиссия проголосовала за нее единогласно.

То же самое было и с «Современником» - она два раза покидала его и два раза возвращалась: а ведь такие номера ни у кого не проходили, театр, как правило, не прощает измен.

Несмотря на свою внешность эдакой «арийской» красавицы, обладающей правильными европейскими чертами, она всегда играла всерьез, не выставляя свою красоту напоказ, не бравируя ею и не подчеркивая свои внешние данные. Поэтому сейчас ей прекрасно удаются «возрастные» роли, эта актриса хороша не только внешне, но и внутренне, что, согласитесь, бывает нечасто: на ум приходит Изабель Юппер, с которой Яковлева в чем-то схожа. Не только в том, что обе они – голубоглазые блондинки, но и в манере игры, филигранной и одухотворенной, что особенно видно на крупных планах.

В кино ей не то чтобы везло – посчастливилось разве что с двумя Тодоровскими, старшим и младшим: у Петра Ефимовича она играла во многих фильмах, у его сына Валерия – в замечательной картине «Мой сводный брат Франкенштейн», посвященной поствоенному синдрому. Афганистан здесь имеется в виду или Чечня, непонятно, но это и неважно: Яковлева играет жену некого типа, у которого обнаружился сын от случайной связи где-то в провинции. Вот этот сын и приезжает в Москву, приводя поначалу в ужас благородное семейство, так называемую московскую интеллигенцию. Дело даже не в том, что жена примет этого травмированного войной человека, начнет ему помогать и приютит: дело в филигранности, с какой она играет эту роль – на полутонах, с поразительным интонационным богатством, на мировом, прямо скажем, уровне.

Хотя прославилась она в более коммерческой картине, знаменитой «Интердевочке», сыграв душевную проститутку Таню, чьи «идеалы» - приодеться, сладко спать и сытно есть – вдруг оборачиваются тоской и пустотой. Тоской, между прочим, как ни смешно, по родине: она хоть и проститутка, но не лишенная, так сказать, души. Конструкция, конечно, слегка искусственная, мифологическая (зато фильм стал хитом проката), однако Яковлева, хотя и играет здесь вполовину своих возможностей, делает это блестяще. Недаром в Таню Зайцеву, не обращая внимания на ее профессию - не самую, согласитесь, респектабельную, - влюбилась буквально вся страна.

Тут, видимо, возник эффект так называемой «русской души», склонной мифологизировать падших и заблудших, эффект Сонечки Мармеладовой, хотя та, понятное дело, пошла на панель не ради замужества или нового платья. Но это и неважно – сработало, и слава богу, и так сработало, что даже серьезные критики, обычно вредные и злоречивые, прослезились.

Так называемый «народ», широкие массы знают Яковлеву и по сериалу «Каменская» - в кои-то веки удачный получился проект, причем еще на заре увлечения сериальным производством.

То есть, так получается, Яковлеву любят не совсем за то, чем она на самом деле является – то есть серьезной драматической актрисой, в театре блистающей в ролях, подобных Марии Стюарт – скажем, в спектакле Римаса Туминаса «Играем …Шиллера!». Мало кто видел и «Франкенштейна» - вот разве что помнят абдрашитовский «Плюмбум», снятый по сценарию выдающегося драматурга Миндадзе…

Однако, извините за трюизм, природа актерской органики такова, что и в сериалах, и в чисто условных коллизиях талант всегда проскальзывает: и это как раз случай Елены Яковлевой, актрисы громадного диапазона, где виртуозная техника существует отнюдь не для ее демонстрации, в душевном устройстве актрисы есть «что-то еще».

Как говорится, тайна.     

фото: Архив фотобанка/FOTODOM  

Похожие публикации

  • Юрий Трифонов: Правда и красота
    Юрий Трифонов: Правда и красота
    Трифонов, писатель громадного дарования, возможно, недооцененный (зато сейчас к нему все чаще и чаще возвращаются) боготворил Чехова. Обозначив его значение всего двумя словами: Правда и Красота
  • Эффект Маркл
    Эффект Маркл
    Официальные портреты королевских семей проводят границы и наводят мосты между правящей семьёй и широкой публикой. Публичность – ключевое понятие в современной культуре потребления, с его помощью что угодно можно превратить в товар. Этот маркетинг можно изучать по изображениям молодых представителей знаменитого во всём мире бренда – британской королевской семьи.