Радио "Стори FM"
Эдуард Назаров

Эдуард Назаров

Автор: Диляра Тасбулатова

23 ноября могло бы исполниться 80 лет Эдуарду Назарову, мультипликатору, как говорится, «широкого профиля»: помимо того, что он сам рисовал, снимал как режиссер, писал сценарии, но еще и …озвучивал мультфильмы.

…Если бы малые дети умели читать титры, то, наверно, все слезы бы выплакали, когда пять лет назад (Эдуард Васильевич всего два месяца не дожил до 75-ти) его не стало: волшебника, дарящего настоящую, беспримесную, чистую радость. Редкий случай, когда это можно сказать искренне, без юбилейных преувеличений и посмертной патетики. Зато все свои слезы выплакали «бывшие» дети, то есть все мы, рожденные в СССР, помня, как перед сном завороженно смотрели нарисованного им Винни-Пуха, медведя-коротышку с отдельно семенящими ножками, бесстрастного философа; каким сообразительным был тот самый пёс, который жил-был себе, пока его выгнали с подворья, а он с волком интригу затеял; какими обаятельными были Бегемотик и Сидоров Вова…

6.jpg
Кадр из мультфильма "Жил-был пёс"

Назаров был человеком «маленького» Ренессанса – то есть уникальным умельцем, которому в мультипликации было подвластно буквально всё, хотя этот жанр у нас привычно проходит по разряду «второстепенных». Если во всем мире с детьми носятся, делают для них тысячи рисованных и кукольных фильмов, то у нас единственная крупная студия, «Союзмультфильм», позывные которой в титрах мультиков, обожаемых с детства, вот уже десятому, если не больше, поколению детей щемит сердце, была практически разрушена. Между тем, это была не только собственно студия, но и настоящая фабрика, оснащенная цехами, где производились уникальные вещи - вкупе с киношколой, где готовили новых мастеров, а преподавали классики анимации. Концерн, единственный в своем роде. Нынешние «топ-менеджеры» этого экс-гиганта непонятно (хотя, конечно, понятно), чем заняты, хоть их «отчетность» и звучит солидно. На бумаге, исключительно.

Один из лучших, наряду с гением Норштейном, он обладал, помимо прочего, еще и поистине детским, с виду простодушным, но не без тайной иронии, искрящимся, светлым юмором: блестящий рисовальщик, художник от бога, он придумал от начала до конца, нарисовал «бренд» Винни-Пух для мультика Хитрука, рисовал и для других режиссеров, если не снимал сам. И каждый раз - по-разному, меняя манеру, повадки персонажей. Волшебный талант.   

Самое смешное, что и у него были сложности с …цензурой. Например, Бегемотика обвинили в …индивидуализме («оторвался от коллектива» - от стада, что ли? Невероятно), а забавное сопенье в исполнении Игоря Кваши, озвучившего Бегемотика, чиновники Госкино сочли похожим на… сексуальное кряхтенье(!). Об этом сам Назаров поведал в одном из своих интервью: наверно, говорит, сами насмотрелись порнухи, вот им всюду и мерещится…

И Квашу заменили, пусть, мол, кряхтит в другом месте. Ха-ха. Но это нам смешно (скоро, видимо, будет опять не смешно, вон опера «Дон Жуан» обозначена грифом 12+, хотя это вроде как не протокол допроса о «развратных действиях» ответчика по отношению к истице, а то и истцу), а ведь «Бегемотика» чуть на полку не положили: Назаров даже гордился, если, мол, Тарковский там лежит, пусть и Бегемотик рядом.

«Принцесса и Людоед», пятиминутка, судьбы Германа и Тарковского, между прочим, всё же удостоилась (Тарковский, правда, не «лежал», зато шел третьим экраном на задворках и, скажем, в 9 утра, в будни, то есть так называемым третьим экраном), провалявшись аж восемь лет: дело в том, что там пел Градский, а он, отщепенец, в Америку собрался… И так далее.

Кто бы мог подумать, что клинические идиоты из Госкино добрались и до невинных зверушек?! И вот тем не менее. Расскажи это иностранцу (и таки расскажу при случае), ведь не поверит. Как у Довлатова, который «похвастался» какому-то французу, что у нас за мужеложство сажают, а тот осведомился – а за геморрой?

Тот, кто видел (а его видели практически все, все триста с чем-то там миллионов, и не по одному разу) хит «Жил-был пёс» были уверены, что автор – украинец. Назаров в интервью Ларисе Малюковой рассказывал:

«В изобразительной основе — живопись, похожая на народную. Ведь примитивизм технологически близок рисованной мультипликации. Порой картины писали на стекле. А что такое целлулоид? Практически стекло. С одной стороны - нарисовано, с другой закрашено. Год собирал материал, ездил в Украину. В Институте этнографии Академии наук Украины подарили громадную магнитную катушку с песнями, собранными по деревням. А малыш, которого Волк уволок, — это ж Никита Сергеевич Хрущев… только в детстве. Фильм предполагался минут на 15. Вызывает меня наш тогдашний директор: «Все хорошо, только будет 10 минут». Тот же чиновник, который Юру Норштейна учил: «Ну что за название «Сказка сказок»? Я придумал лучше: «Песня, которую пела мне мама». Юра схватился за голову. А мне и сейчас в моем «Псе…» тесновато…»

Госфинансирование, как видите, чревато: когда чиновник придумывает за гения названия, сокращает мультики, обвиняя в отсутствии пролетарского коллективизма …бегемотов – это и называется «у нас была великая эпоха». Парадоксально, но и в эту, далеко не великую, как вы понимаете, эпоху, фильмы, подобные назаровским, всё же выходили, хотя не без препятствий, с купюрами, когда художник был вынужден учитывать пожелания запрограммированных на идеологический абсурд роботов, уродуя и сокращая свои шедевры. Однако сейчас, по крайней мере в области анимации, еще хуже: и все же постулат о том, что тоталитаризм все же может породить шедевры, а дикий капитализм на это неспособен, и верен, и нет. Могу себе представить, какие неисчислимые россыпи драгоценностей получили бы наши дети, будь производство кино для маленьких налажено в СССР по-другому, с умом и экономической выгодой: в США в этом смысле сейчас делается очень много. Астрономически много. Правда, методом перекладки, с глубоким изображением, уходящим в перспективу, который изобрел Норштейн, в мире никто не работает.

Другой вопрос, что СССР, как это ни странно, породил уникумы, подобных каковым в мире не существует: Норштейна, Назарова, Хитрука, Татарского, да и многих других.

Это не поток, а личностное, рукотворное, индивидуальное творчество: помимо «Пса», лучшего мультика СССР, чего стоит только одна заставка Норштейна к передаче «Спокойной ночи, малыши» (которую потом убрали, заменив на более примитивную), не говоря уже о других его работах, до сих пор возглавляющих рейтинги лучшей анимации в мире. А ведь для детей работать во много раз сложнее, нежели для взрослых: разумеется, можно и халтурой отделаться, но ребенок, пока что не обремененный знаниями о мире, интуитивно поймет, что почем, и - отвернется: в крайнем случае это будет однодневный успех. Не более. На безрыбье, так сказать. Десятки лет, из поколения в поколение, смотреть не будут – посчитайте, сколько в мире сказочников, подобных Андерсену, и сравните с количеством «взрослых» писателей.

С наступлением новых времен (и Назаров много и возмущенно говорил об этом) мало того, что школа советской мультипликации погибла - или была намеренно уничтожена, - такие титаны, как Назаров и Хитрук, ни копейки не получили за свои изобретения, всесоюзно знаменитые бренды. Они, видите ли, принадлежат другим: а ведь персонажи их мультфильмов присутствуют на любой продукции, вплоть до конфет и каких-нибудь там сырков. Не говоря уже об игрушках, лейблах, майках и пр. Грабеж среди бела дня - лет десять назад, помню, в связи с этим скандал следовал за скандалом: победили, конечно, «серые». Для сравнения: прибыль «Титаника» в целом составила семь млрд. долларов, из которых всего полтора приходится на так называемый кинотеатральный прокат. Пять с половиной млрд. – на все те же майки, бейсболки, календари, значки, сувениры, видео и пр. Хитрук же как-то поведал, что получил от использования образа Винни семь тысяч…рублей. Причем за год. Двести долларов вместо пяти миллиардов (пусть даже один процент с таковых, вооружитесь калькулятором). Учитывая, что образы Винни и прочих до сих пор всюду эксплуатируются, наследники должны, по идее, летать за свой счет на Марс. Хотя в законе РФ ясно прописано, что если целый фильм принадлежит студии, персонажи являются личной собственностью художника. И закон этот не менялся.

…Возможно, эти, мягко сказано, неприятности, и послужили толчком к обострению болезни Назарова, диабету в тяжелой форме.

Гений, обладатель всевозможных званий, вплоть до народного и лауреата Госпремии, победитель всевозможных фестивалей, включая международные, увенчанный и знаменитый классик анимации, чей «Пёс» по опросу зрителей обошел даже Норштейна, проиграл свой бой (а он, уже тяжело больной, боролся, не отступал) с беспринципными стяжателями. Что, в общем, неудивительно.

фото: ИТАР-ТАСС; kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Гоголь: Птица-тройка
    Гоголь: Птица-тройка
    1 апреля 1809 года в Российской Империи родился величайший «фантаст», опередивший свое время, неувядаемый, великий Николай Васильевич Гоголь
  • Борис Хлебников, «новый тихий»
    Борис Хлебников, «новый тихий»
    Кинорежиссер Борис Хлебников принадлежит к поколению «новых тихих», то есть к тем, кто и в быту ведет себя скромно, и говорит вполголоса - без нашего фирменного надрыва и разорванной на груди тельняшки. Что никак не умаляет его гражданской позиции и стремления говорить правду
  • Александр Твардовский: К 110-летию со дня рождения
    Александр Твардовский: К 110-летию со дня рождения
    У Александра Твардовского мало стихов о любви и много стихов о семье. В его случае это еще и проекция парадигмы: родина - мать, Сталин (и никто другой) - отец, страна – семья. Самые драматичные отношения у него складывались с власть имущими. Там, на территории политики, было всё: восторги, переживания, страдания