Радио "Стори FM"
Боб Фосс

Боб Фосс

23 июня 1927 года родился Боб Фосс, выдающийся танцор и балетмейстер, обладатель многих престижных премий за режиссуру мюзиклов.

Позже он снимет несколько фильмов, среди которых «Кабаре» и «Весь этот джаз» - награжденные целой охапкой Оскаров и вошедшие в историю кино как непререкаемые шедевры. Где отточенный стиль Фосса, его тонкий вкус, драйв, бешеная энергия станут достоянием всего мира – его театральные постановки по понятным причинам были недоступны миллионам.

«Весь этот джаз» - своеобразное прощание режиссера, где главный герой и alter ego режиссера умирает от инфаркта: сам Фосс, который выкуривал по четыре пачки в день, при этом дожив до шестидесяти, хотя болезнь сердца была у него наследственной, вскоре после премьеры тоже отойдет в мир иной.

…Рожденный в далеком 1927-м, на исходе «грохочущих двадцатых», Фосс принадлежит времени свободы: его поколение ни в чем себе не отказывало – пили-курили, кололись-нюхали, меняли женщин: только у Фосса было три брака, не считая, как говорится, легких романов и необременительных связей. В нынешней пуританской Америке его или посадили бы, или отлучили бы от профессии: между тем, что бы там ни говорили защитники прав женщин, энергетика Фосса именно что «мужская», форсированная, эротически неугомонная, наступательная. В «Кабаре», хотя центр притяжения этого великого фильма – женщина, причем сама Лайза Миннелли, чувствуется характер создателя, будто он передал Миннелли часть своего магнетического эротизма. Противостоящего (sic!) омертвелости наступающего по всем фронтам нацизма.

Другой его «болезнью» был, как это часто бывает у людей выдающихся, перфекционизм: спектакль уже шел, а он всё продолжал усовершенствовать его и репетировать. Больной с самого детства, хрупкий, похожий, как он сам говорил, на «амёбу» внешней расслабленностью и аморфностью, он тем не менее обладал железным характером, был неутомимым трудоголиком, чрезвычайно требовательным и к себе, и к окружающим. Мог, кстати, и «предать»: по настоянию продюсеров мог пригласить на главную роль в «Милую Чарити» более молодую и прекрасную Ширли Макен-Лейн, а не свою жену, великую танцовщицу. Хотя Ширли, возможно, была не столь техничной.

Он жил, как говорится, искусством – будь то хореография, постановка мюзикла или кино, работая на износ и добиваясь порой результатов головокружительных, на удивление и строгого жюри хореографов, и оскаровских академиков.

В этом смысле Фосс, полушотландец, полуирландец по происхождению - настоящий американец, в своем роде – символ Америки с ее экспансией, приоритетом работы над всем остальным и стремлением к совершенству, в какой бы то ни было области.   

фото: Getty Images  

Похожие публикации

  • Пьер Карден: «Если ставлю цель, то я обязан ее достичь»
    Пьер Карден: «Если ставлю цель, то я обязан ее достичь»
    В мире моды практически невозможно найти человека более популярного и знаменитого, чем Пьер Карден. Мода - его призвание. Но кроме таланта нужно отметить особую притягательность этого человека, некую харизму, которую, увы, не часто встретишь у людей талантливых и добрых душой...
  • Марк Рудинштейн: От тюрьмы и от сумы
    Марк Рудинштейн: От тюрьмы и от сумы
    Марк Рудинштейн – человек совершенно легендарный, человек убойной энергии, когда-то из любви к российскому кино создавший буквально из ничего огромный фестиваль «Кинотавр», позже ставший почти государственным.
  • Леонид Роберман: «Я просто делаю то, что мне нравится»
    Леонид Роберман: «Я просто делаю то, что мне нравится»
    Леонида Робермана называют «отцом антрепризы»: продюсерский центр «Арт-Партнер XXI», который он открыл двадцать пять лет назад, работает как частный театр, выпуская спектакли с ведущими российскими актерами. Один из недавних проектов «Арт-Партнер XXI» - спектакль Дмитрия Крымова «Борис» - стал главным событием прошлого театрального сезона и номинирован на «Золотую Маску» по нескольким позициям