Автор: Сергей Лесковский
29 сентября 1936 года в Москве родилась Алла Демидова, народная артистка РСФСР, актриса театра и кино.
…Как-то консьержка - в доме, где живет актриса, не узнав её, произнесла с упреком: «Не узнала! Вы всегда такая разная!».
Что правда, то правда - готовясь выйти на сцену или на съёмочную площадку, она всегда преображается, примеряя на себя характер, повадки, пластику своей очередной героини. Парадокс: узнаваемая буквально с первой реплики, она при этом всякий раз - разная. Демидова, прямо по Станиславскому, никогда не играет саму себя, ни один из сыгранных ею персонажей не похож на нее: узнаваемая и в то же время всякий раз другая, всё как в знаменитой теории великого основоположника.
При внешней элегантной отстраненности, она обладает определенным бесстрашием (актеры, как ни странно, часто страдают робостью, когда нужно произносить свой, а не чужой текст). Так вот, как-то раз она даже согласилась участвовать в телепрограмме для школьников, а после съемки был блиц-опрос. Дети, конечно, задавали неожиданные вопросы, все, что придет им в голову. Один из них, самый нахальный, спросил:
- А вы можете язык показать?
- А зачем?
Парень замялся.
- Пожалуйста, если вам это надо, - сказала актриса и показала оболтусу язык.
Ну хорошо, это дети. Но и среди взрослых случаются легковесные люди, что приходят в театр с единственной целью - развлечься. Вот их Демидова терпеть не может. Другая категория – поверхностно осведомленные, но не слишком образованные люди. И, наконец, интеллектуальная публика, которую Алла Сергеевна особенно ценит.
Как-то на гастролях в провинции она отыграла одноактный моноспектакль, а зрители, не сообразив, что к чему, не уходили, ожидая продолжения. Тогда Демидова, изменив мизансцену и чуть сместив смысловые акценты, сыграла спектакль …ещё раз. Совершив этот актерский, иначе не скажешь, подвиг, она решила больше не гастролировать там, где не понимают, с чем имеют дело: ее публика, как бы недемократично это ни звучало, - образованные, начитанные люди, те, кто понимает демидовские интерпретации цветаевской «Федры», «Электры» Софокла и «Медеи» Еврипида.
Всё это – моноспектакли, ибо Демидова давно поняла, что ей комфортнее существовать на сцене в полном одиночестве. Она вообще не любит толпы, повышенного голоса, конфликтов, интриг, актерских пьянок, преувеличенных эмоций и пр. Потому и ушла из Таганки, когда там начались скандалы, создав собственный театр «А», где сыграла античных героинь, сотрудничая с мировой знаменитостью, греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом.
Что касается кинематографа, Демидова стала известной уже после первой роли, бортпроводницы Ольги в короткометражке «Стюардесса», лирической зарисовке о любви.
Ее заметили и уже в следующем году она воплотила четырех ярких персонажей – жестокосердную нацистку Ангелику Бюхер в «Щите и мече», Комиссара в фильме «Служили два товарища», Марию Спиридонову, эсерку, противостоящую Ленину в фильме «Шестое июля», и Ольгу Берггольц - у Таланкина в «Дневных звездах». Для Таланкина Демидова стала талисманом, он приглашал ее во все свои последующие картины. Даже туда, где ей особо и играть-то было нечего. Но Демидова и в небольшой роли всегда найдет свою интонацию, играя с виду приглушенно, при этом всегда запоминаясь. В эпизодах – тоже: скажем, в «Чайковском» - в роли Юлии, дочери баронессы фон Мекк, или в роли любовницы Оппенгеймера в «Выборе цели».
Самые неожиданные образы она создала в таланкинском «Отце Сергие», сыграв Пашеньку, и у Швейцера в «Бегстве мистера Мак-Кинли», где ей досталась роль Потаскушки. Смешно, но как раз за Потаскушку актриса удостоилась …Госпремии. Узнав о предстоящем награждении, Демидова помирала со смеху: интересно, думала она, как об этом сообщат – ну, например, в «Правде» или в «Известиях»? Но «Правда» - молодцы, товарищи, - не посрамили себя, сообщив, что награды «удостоился актерский ансамбль» (а не упомянутая Потаскушка, видимо, в том числе).
Помимо громадной занятости в кино и театре, Демидова выпустила несколько книг. Две из них посвящены Высоцкому и Смоктуновскому, ещё две - «В глубине зеркал» и «Бегущая строка памяти» - автобиографические, где Демидова разбирает тонкости своей профессии, пишет о встречах, которые особенно ей дороги: с Тарковском и Параджановым, Ларисой Шепитько и Жоржем Сименоном. Иногда она выступает и в качестве эссеиста, пишет для журналов: скажем, из-под ее пера как-то вышло блестящее, остроумное эссе о съёмках «Настройщика» в Одессе, у Киры Муратовой, где Алла Сергеевна играла эксцентричную «даму с собачкой», Анну Сергеевну. Хороша она и в другом фильме Муратовой, «Вечном возвращении», где ее партнёром был Олег Табаков. И уж совсем необычная работа - Баба-Яга в мистическом фильме Рустама Хамдамова «Мешок без дна».
Впрочем, сказочные персонажи Демидовой были интересны и прежде: она играла волшебницу у Ирины Поволоцкой в «Аленьком цветочке» и злюку мисс Минчин у Владимира Грамматикова в «Маленькой принцессе».
Многогранная личность – непривычно интеллектуальная для актрисы, порой самостоятельно режиссирующая свои роли, образованная, начитанная, остроумная: в общем, редкость, бриллиант чистой воды. И всегда вдалеке от «больших свершений», шума, лязга и грохота эпохи, сама по себе.
Личность.
фото: FOTODOM