Радио "Стори FM"
Принцип Бобчинского

Принцип Бобчинского

Автор: Ирина Кравченко

Анджелина Джоли – последняя из могикан. Она – представительница той уходящей эпохи, в которую категория эстетического играла огромную роль. Когда красота для женщины, особенно известной, имела большое значение. 

Если говорить об актрисах, то ещё лет тридцать назад от них требовался «фасад». Потому что женщина на экране, она – над толпой, на неё все смотрят, а глазу должно быть приятно. Почти все дивы мирового кино – Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, список можно продолжать – были красавицами, а когда «не», как Барбра Стрейзанд, то брали зрителя исключительно обаянием, умом, сексапильностью. Нет, те, вышеперечисленные, были наделены выше же перечисленными качествами сполна (это утешение дурнушек и их мужей, что красавицы глупы), но их внешность была ценностью.

portret.jpg

Сегодня не так. Сегодня вы смотрите фильм… и видите свою соседку, которая – вы точно знаете – в офисе сидит, заказы на пошив штор принимает и в кино не снималась. Но вот же она! Или не она? А та, другая, она из дома напротив, ребёнок у неё маленький, когда она успела ещё и роль в фильме сыграть? Или и эта не та? Вот и третья… Или это первая? Ничего не поймёшь. А, это главная героиня, надо запомнить – у неё пеньюар жёлтый. Точно, главная героиня: вот мужчина страстно её целует, а второй за дверью ждёт, в очереди стоит, потому как «такую женщину» все хотят. Значит, жёлтый пеньюар, иначе барышню от других не отличишь и нить повествования потеряешь. А если она переоденется или обнажится? Назавтра не спрашивайте у своей соседки, не её ли вчера мяли в объятиях на экране. Потому что это действительно была она. Нет, она продает шторы и ни в каких съёмках сроду не участвовала. Но это была она. Поскольку и соседка, и та молодая мама из дома напротив, и торговка с рынка, и ещё мильон девушек и дам – они все делегировали свои «женские полномочия» неведомой актрисе, чтобы та показала их, никому, кроме близких и знакомых, неведомую, во весь экран. 

Помните, у Гоголя? «Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живёт Петр Иванович Бобчинский».

В современном кино принцип Бобчинского работает чётко, тем более что бобчинские теперь «заказывают музыку» и хотят видеть себя на экране. Тут и начинается ложь. Почему «ах какая женщина» не запоминается даже к концу фильма? С чего её вожделеют мужчины и испепеляют завистливыми взглядами товарки? Станиславский бы вышел из зрительного зала, хлопнув дверью. Да, актриса не красавица, это мягко выражаясь, но отчего режиссёр не кричал ей в мегафон – или в наушник, во что они сейчас кричат? – чтобы нутром, нутром работала? И девушке невдомёк, что если она не красавица, то надо добирать другим.  Рядовым зрительницам, конечно, приятно, что вот и их, никому, кроме их домашних, не интересных, «показывают», но и простые женщины несколько недоумевают. 

Одна наша актриса попала в хорошие руки и вспыхнула, даже пару раз. Потом с чего-то решила резко похудеть и просто сменить имидж. И всё. Не в имидже, скажете, дело? Конечно, и талант нужен. 

У актрисы он был так себе, не Ермолова, но её внешние и внутренние особенности – приятная телесность, нежность в глазах и движениях, мягкий голос – эффект производили. Она всё это отменила. Говорят, снимается, говорят, чуть ли не в Голливуде, говорят, по красным дорожкам зарубежных кинофестивалей ходит. Но по этим дорожкам сейчас много кто ходит, а она могла стать единственной и неповторимой – мастер предрекал, – могла стать такой одной, а стала одной из. 

Скажете, что и Джоли – «худорба»? Согласна. Но красавица – она, как гармонь, которая, хоть ты её разверни, хоть сверни, всё равно остаётся гармонью. Так и красавица, наест ли она щёки и бедра или усохнет, всё равно останется красавицей. Для красавицы килограммы не актуальны, и визаж не актуален, и – о, ужас! – стилисты тоже.

Тут могут спросить: а что делать некрасавицам? Отвечу: а что делать человеку, неспособному написать «Войну и мир»? Какая ведь несправедливость: нет у него художественного талантища, у Толстого был, а у него нет! Это как так высшие силы распорядились, что не выдали ему или ей гениальности? Рембрандту там, Моцарту, Пушкину, дали, а ему/ей не дали! Чем он/она хуже? Данную линию рассуждений можно продолжить: почему у жителя Капри небо синее, солнце жаркое, море смеётся, а у кого-то в это время на улице дождь и лужи? А подать ему Капри, прямо к подъезду!

Это новое поветрие, охватившее весь мир, лозунг которого «ты этого достоин/достойна». Можно было подумать, что люди станут руководствоваться им исключительно при покупке краски для волос, автомобиля и прочих предметов потребления! «Мы наш, мы новый мир построим», в котором каждый будет претендовать на любое место, и дела нет до того, что красота или определённый талант даются выборочно. 

«Человек заслуживающий» сядет и накатает шесть, нет – восемь томов, и читайте! Или «та, которая достойна», будет делать на экране томное лицо «та-акой женщины», когда у неё в глазах, прикрытых реденькой челочкой, – робость, и никто ещё, что видно, не обнимал её так, как пытается обнимать киношный партнёр, тоже мальчик не из героев-любовников. Но она жеманится, а её целует «та-акой мужчина»!.. Станиславский нервно надевает пальто в фойе.

Мир стремительно левеет, и каждый совсем скоро будет иметь право на всё, что ему угодно, хотя бы и в собственном представлении, вот увидите. Искусство уже пало, интересуясь сплошь и рядом либо «отверженными», либо серыми, невзрачными личностями. 

Первое – ещё похвально, хотя большинство тех современных художников, что показывают маргиналов, просто хотят поразить зрителя, не умея говорить глубоко и сердечно на «простые» темы.  Второе – примат рядового обывателя как он есть, то есть искусство как зеркало – сомнительно. Никогда искусство зеркалом не было. Оно не отражает, а преображает в себе действительность. 

И потому не может существовать без иерархии: эта актриса одарённа и красива, эта – тоже ничего, но труба пониже и дым пожиже. Искусства нет без четких определений: гений – посредственность, художник – толпа, красота – уродство. Или это не искусство, а досуг в Сети. Это многочисленные компашки, собранные по принципу «а нам нравится!» Никто не говорит, что так – плохо, только это, как говорится, не то.

Искусство – когда «один» или «одна», ни на кого не похожий/не похожая, и все сидят у экранов и смотрят, распахнув глаза: ишь ты, вот баба, дал же Бог внешность и талант! Или просто провалились туда, в происходящее по ту сторону, смотрят даже на, если спокойно рассудить, «моль бледную» и не замечают, что она «моль». 

Потому что там – искусство. Там – дивные лица, волнующие судьбы, там Золушка едет на бал, а красавица влюбляется в чудовище и обнаруживает, что лучше его на свете нет. Это на самом деле здорово – знать, что на свете есть нечто хорошее, чего у тебя нет и никогда не будет. То, что в жизни не всё возможно, замечательно. Хотя бы потому, что в нерациональных, несправедливых с привычной точки зрения вещах и проявляется божественное начало.

Пока люди в большинстве своём были верующие, эстетический момент ценился и почитался. Потому что та же прирождённая человеческая красота – дар свыше. Кому-то дана, кому-то нет, иди жалуйся в «небесную канцелярию» или, если совсем невмоготу, отправляйся на «пластику».

Но только когда ты понимаешь, чего тебе не дано, начинаешь замечать и ценить то, что имеешь.

Вот на какие рассуждения наводит Анджелина Джоли. Впрочем, признаюсь, ни одного фильма с её участием я не видела. Верю, что она неплохая актриса, но мне достаточно того, что она красивая и добродетельная женщина, которую знает весь мир. 

фото: CARLO ALLEGRI/AP/ТАСС; IMAGO/ТАСС

Похожие публикации

  • Кожа принцессы
    Кожа принцессы

    Во все времена существовали дамы, вызывающие народную любовь и подражание вопреки тому, что сама их жизнь вовсе не эталон добродетели. За что же таких любить?

  • Умная Маша
    Умная Маша
    Монику Белуччи я возжелал ещё до того, как она родилась. Наверно, ещё тогда, когда проснулись мои первые желания. И замирал, встретив Её! И когда, жизнь спустя, увидел в модном журнале, где лишь первые красавицы мира, её портрет, вздрогнул: «Она!» Я уже знал её – под другими именами
  • Просто Анджела
    Просто Анджела
    Биографии кинозвёзд – заведомая банальность, досужие домыслы и гадание на кофейной гуще. Как этого избежать? Мы спросили об этом писателя и художника Александра Шабурова, который тут же сочинил нам методичку для нетривиальных жизнеописаний на примере нестареющей голливудской дивы Анджелины Джоли