Радио "Стори FM"
Код доступа

Код доступа

Автор: Анастасия Машкова

Вымышленный мир «Игры престолов» имеет явные параллели с земной цивилизацией. Этого и сам автор саги Джордж Мартин не скрывает, даже подчёркивает. Местами просто настойчиво отсылая к реальной истории – войне Алой и Белой розы, к противоборству Йорков и Ланкастеров. У той же Красной свадьбы есть аналог – Чёрный ужин 1692 года, на котором сторонники юного короля Якова II истребили представителей могущественного клана Дугласов. И, конечно, у некоторых главных героев фэнтези находятся реальные прототипы. Вот и разберёмся...

«Этот сериал даёт нам возможность со стороны подсмотреть, как из абсолютно разнонаправленных, хаотических, броуновских движений разных людей мы получаем исторический процесс», – считает писатель-фантаст Мария Галина 

Один из центральных персонажей сериала – Джон Сноу. Кумир женской аудитории. Но кто он? Тюфяк: семью защитить не смог, любимую не уберёг. Но с точки зрения выживания вида он важен. Потому что готов на всё, чтобы отстоять свои цели, образ жизни, себя. Так эпос продвигает новый тип героя? 

– Новый герой пришёл не столько с этим сериалом, сколько с новым «Шерлоком» с его слоганом: «Brainy is the new sexy» («Интеллект – это новая сексуальность»). То есть новый герой – это человек думающий и рефлексирующий. Прорыв сериала в том, что на первый план выдвинулся  протагонист, не вписывающийся в стандартные рамки киногероя. Это искалеченный с рождения Тирион, мягкотелый Сноу – они самые симпатичные персонажи. В этом смысле сериал в высшей степени человечен, что, конечно, компенсируется жестокостью сюжета. Почему культ вокруг Сноу?.. Мы предпочитаем отождествлять себя не с самыми сильными и красивыми, а с живыми людьми со всеми их недостатками и слабостями. И эту идею и Мартин, и создатели сериала уловили очень чётко. Возможно, именно поэтому сериал и стал прорывом в истории киноиндустрии. 

То, что автор сделал героями просто людей, со своими слабостями, со своими физическими недостатками, меняющихся, сомневающихся, а не суперменов, свидетельствует о том, что гуманитарные ценности на Западе вполне себе имеют место, и в этом смысле и сериал, и оригинальная эпопея несут в себе дух Средневековья, которое было гораздо толерантней, чем мы думаем. Расизм – очень позднее изобретение, и концепция идеального человека – тоже. Там были другие заморочки, например религиозная нетерпимость, но этого не было. 

Джон Сноу, кстати, несёт идею объединения народов, гуманизма в его высшем проявлении, и потому часто оказывается так беспомощен…

Умные люди давно говорят о новом Средневековье – что особенно очевидно на фоне нашего многополярного мира. Как достойно выживать в смутные времена, уберегут ли в этой ситуации традиционные ценности? Масса вопросов.

– Популярность сериала действительно основана на очень точном попадании в запросы и ожидания эпохи многополярного мира. Сейчас вообще Средневековье в чести. Можно строить самые разные теории, почему так получилось. Склонна думать, что дело не только в многополярном мире. Но ещё и в бессознательном сопротивлении безликой урбанизации… 

Фэнтези вообще очень часто обращается к Средневековью – условному, выдуманному, хотя какие-то сюжеты заимствуются и из реальной истории, скажем, в «Песни Льда и Пламени» явно прослеживаются отсылки к войне Алой и Белой розы. Кроме того, Средневековье очень кинематографично, люди в богатых парчовых нарядах и кольчугах живописней, чем люди в галстуках и пиджаках, хотя и те и те обладают властью. К тому же выдуманный мир не требует исторической точности, а значит, никто не упрекнёт создателей в ошибках и вольностях. Сейчас часто повторяют, что Мартин – это такой анти-Толкин, у которого выдуманный мир безусловно делится на плохих и хороших и хорошие всегда побеждают. У Мартина же всё как в жизни, и именно в этом он на своём поле является новатором – до него фэнтези в общем и целом следовало определённым канонам и правилам игры, а он их сломал. 

Критики сериала утверждают, что перед нами мир, где «всё позволено», авторы упиваются сексуальной разнузданностью героев и жестокостью. Как вам кажется, упиваются или это такая форма предостережения? 

– Вообще, когда речь идёт о любом произведении искусства, то надо помнить, что оно ничем никому не обязано. Просто есть, и всё. А если речь идёт о сериале, то он ещё и отвечает на коммерческий запрос: делать шоу такого масштаба – дорогое удовольствие. Да, сериал как бы сдвинул визуальные границы дозволенного, но надо помнить, что до «Игры престолов» был ещё и «Рим» (2005 год), а там всё очень жёстко и по-взрослому. Никакой особой сексуальной разнузданности я там не вижу, её не больше, чем, скажем, в «Любовнике леди Чаттерлей». Людям нравится смотреть на кровь и секс, и всегда нравилось; вспомним бои гладиаторов, скажем… А тут это понарошку, то есть кровь льётся рекой, но мы-то знаем, что актёры встанут, сотрут грим и пойдут себе дальше. 

Читатели и зрители сублимируют с помощью подобных зрелищ запретные страсти?

– Тут трудно сказать. Я не думаю, что всё так прямолинейно. Я, скажем, при просмотре сериала никаких особо запретных страстей не сублимирую, я кровь и насилие не люблю совершенно определённо, жёсткими формами секса не интересуюсь, но сериал смотрю с удовольствием. Скорее, нам необходимы какие-то сильные эмоции, мы так биологически устроены, и вот как раз это проживание с героями их травматических моментов нам эту возможность даёт, тем более что нам лично это ничем не грозит. Мы всё время осознаём, что мы-то в тепле и безопасности, но сердце всё равно замирает… 

Кому в большей степени адресуется фэнтези – взрослым или подросткам? Я помню прекрасное предисловие к сказке Толкина, написанное Юрием Нагибиным, он его опубликовал в 1987 году в журнале «Пионер». Он писал, что настоящие читатели этой литературы – именно подростки, они проникнут в такие тайны, что уже не снятся старикам... 

– Фэнтези – вообще литература не для детей. Это не детская сказка. Это модель мира, иногда довольно сложная. На самом деле, книги Мартина и сериал обращены к определённой категории людей, которым нравятся такие истории, вот и всё. Скорее всего, это люди с развитым воображением и склонностью к эскапизму. И они вполне интеллектуально зрелые, подростку сама эпопея Мартина, скорее всего, покажется занудной… 

Считается, что именно сериал легитимизировал в сознании Запада идею Стены и представление о том, что в цивилизованный мир всех не пустят. Можно сказать, что это примитивное понимание, но прилипло к проекту.

– Это утверждение – то, что психологи называют проекцией, когда люди вычитывают что-то значимое для себя в совершенно нейтральном  контексте. Вроде клякс Роршаха… Но, как в анекдоте про Фрейда и банан, который приснился его дочери, – иногда бывают просто сны… Мир «Игры престолов» – этакий сконструированный мир, и если тут есть какие-то параллели с земной цивилизацией, то это скорее Великая Китайская стена, отделяющая кочевые племена от оседлых… Разве что у Мартина она воздвигнута на Севере и защищает оседлый Север от нападения племён скорее германского типа, как Вал Адриана в Британии защищал от саксов. Ну и в случае Мартина – ещё от тех, против кого она была изначально  воздвигнута – от хтонических Белых Ходоков. Так защищается цивилизованный мир, каким бы сложным и малоприятным он порой ни был, от страшной угрозы. 

По мне, этот сериал несёт в себе очень важную функцию – он предлагает и нам, и Западу общую платформу для коммуникации, события, которые можно обсуждать и при том без страха наступать на больные мозоли. Он объединяет нас, а не разъединяет, и за это спасибо его создателям. 

Женщина – героиня действия. Образ Дейенерис, Лолиты, обернувшейся продвинутым стратегом и талантливым полководцем, хотя от неё ожидали лишь покорности в постели и удачного разрешения наследником дотракийцев, образ Арьи Старк, ставшей охранительницей брата, а потом и беспощадным мстителем, – не в этом ли успех сериала? 

– У Мартина вообще очень интересно – все женские персонажи по ходу сериала становятся самостоятельными и сами выбирают себе судьбу. Конечно, это женской половине зрителей очень симпатично, но, на самом деле, ключевой образ сериала – не Арья, такая девочка-мальчик, юный киллер, а её родная сестра Санса, которая из робкой, доверчивой, нерешительной превращается, в конце концов, в холодную владычицу Севера  и пожалуй что и в интриганку. Но вот беда в том, что Мартин-то свою эпопею не дописал, и, что там с ними происходит, мы можем только гадать, хотя эволюцию Сансы и там можно наблюдать, она там даже тоньше прописана, чем в сериале. 

А почему именно этот сериал даёт такую обильную пищу для бизнес-тренеров, знаменитый коуч Тони Роббинс аж книгу выпустил по мотивам сериала – набор бизнес-стратегий, бери и используй! 

– Потому что проект необычайно популярен. Чего вы хотите, люди годами жили жизнью выдуманных персонажей, наблюдали за их эволюцией, за тем, как они меняются, растут, страдают, делились впечатлениями, собирали целые энциклопедии, изучали костюмы – в общем, этот сериал  предложил огромному количеству народа как бы систему объединяющих их кодов… Учитывая, что все мы разобщены, это очень действенный  коммуникативный инструмент, а значит, и манипулятивный, потому что любая коммуникация – это всегда манипуляция. В сериале нет ничего, чего бы не было, скажем, в «Проклятых королях» Дрюона, но визуальный ряд в этом смысле, конечно, эффективней буковок. Так что неудивительно, что этим инструментом, который так удобно оказался под рукой, пользуются все кому не лень… Иногда это просто возможность примазаться к чужому успеху, к чужому, уже раскрученному бренду – такой вероятности тоже исключать нельзя. 


Все сезоны «Игры престолов» доступны в онлайн-сервисе AMEDIATEKA на русском языке и на оригинальном с субтитрами

фото: AMEDIATEKA; THE HOLLYWOOD; ALAMY/ТАСС


Похожие публикации

  • Софико ты моя, Софико...
    Софико ты моя, Софико...

    О таких, как Софико Чиаурели, говорят – родилась с золотой ложкой во рту. Мама – легендарная Верико Анджапаридзе, внесённая Британской энциклопедией «Кто есть кто» в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. Отец – режиссёр, писатель, художник Михаил Чиаурели, снискавший признание не только народа, но и народного вождя Сталина...

  • Транссибирский экспресс Джона Уоррена
    Транссибирский экспресс Джона Уоррена
    Англичанин Уоррен приехал в Россию в начале 90-х. Тогда многие иностранцы рванули к нам - сорвать большой куш, воспользовавшись раздраем в стране. Уоррен не исключение. Разница обнаружилась потом, когда большинство отхватили свой кусок денежного пирога и уехали. А он вот уже 27 лет живёт в России. И знает её получше, чем многие из нас, - вдоль и поперёк исколесил страну со своей программой "Поедем, поедим!". А как он дошёл до жизни такой?
  • Ученый и пришельцы
    Ученый и пришельцы
    Уже полвека Эрих фон Дэникен ждёт пришельцев. Он убеждает всех, что они на Земле уже были. Что именно благодаря им мы стали теми, кто мы есть. При этом он вовсе не считает себя писателем-фантастом. Он учёный!