Радио "Стори FM"
Бумажное кино

Бумажное кино

Автор: Татьяна Фирстова

Издать свою книгу хочет почти каждый. Кому-то она нужна как подарок друзьям, кто-то полагает, что в ящиках его стола или на страницах блога притаилась нетленка. А у кого-то есть реальный запас мыслей и впечатлений, фильмов и ролей. Актёрам и режиссёрам всегда есть что рассказать. Но всегда ли из этого золотого запаса получается книга, которую хочется читать и перечитывать?

Былое и думы

Самый очевидный (и не самый простой) вариант – написать мемуары. Но сделать это нужно хорошо, а лучше – очень хорошо. Иначе просто браться не стоит. Ни один, даже самый одарённый литературный «негр» не сделает из невнятицы шедевра. Но, с другой стороны, «негр» так легко может погрязнуть в больших объёмах богатого материала, что получится невнятица уже иного рода. И, вот, когда удаётся достичь золотой середины, тогда и получаются замечательные книги. Такие, как «Безбилетный пассажир» или «Тостуемый пьёт до дна» Георгия Данелии. Можно открыть книгу вечером и совершенно не заметить, как наступило утро. Причём открыть можно на любой странице и читать взахлёб до конца, а потом плавно перейти к началу и …не спать ещё ночь.

«Когда я окончил среднюю школу, отец сказал, что надо отдать меня во ВГИК. На вопрос мамы – почему во ВГИК, ответил: «А куда его, дурака, еще девать?» Во ВГИК я не пошел. Я закончил Архитектурный, потом режиссерские курсы при «Мосфильме», и стал кинорежиссером. Вот и все.» И это «всё» занимает 413 страниц предыдущей книги, которую помогла написать писательница Татьяна Кравченко. Вторую – Елена Машкова, кинорежиссёр. Они по сути совсем не литературные «негры», а мощные соавторы, поймавшие нерв повествования и прожившие вместе с рассказчиком эпизоды из его насыщенного прошлого. За что автор их искренне благодарит.

Другой же «титан» отечественного кино, Станислав Говорухин, трудился над книгой мемуаров «Черная кошка» самостоятельно. «Почему же книжка называется «Черная кошка»? А почему бы — нет? Она и о кошках тоже. О кошках, собаках, попугаях, даже о львах…» Обо всём понемногу с любовью и неизбывной горечью. Раскаянием пронизаны строки, посвящённые фильму «Так жить нельзя», который, по мнению автора, способствовал приходу к власти Бориса Ельцина.

Эти книги во многом похожи. Одна эпоха, порой, одни и те же личности, упомянутые в повествованиях. И, что самое важное – отсутствие самолюбования. Хороший ли это рецепт для книги, которую должны разбирать как горячие пирожки? Трудно сказать. Но для той, к которой хочется вернуться и перечитать – в самый раз.


Сказки на ночь


Еще один проверенный способ: написать книгу сказок. Только представьте себе: вы читаете ребёнку перед сном сказки от Джима Керри, Пола Маккартни, Джона Траволты или принца Чарльза. Может быть, малышу и всё равно, откуда прилетела фея или говорящий лягушонок, но читающему, «насмотренному» родителю забавно. Экий, допустим, Джим Керри проказник – написал про волну, которая боится разбиться о берег. Или Мадонна: немудрёная история про заморочки пятерых девочек-подружек стала бестселлером еще до выхода в свет. В 2003 году книжечка выходит в знаменитом издательстве, иллюстрирует её ученик Энди Уорхола – не кот чихнул. Такая пёстренькая и симпатичная, она издаётся на 37 языках, более, чем в 100 странах мира. В том же, 2003 году «Английские розы» были изданы на русском языке. Большого успеха книжка не имела, но свой круг почитателей нашла. Мадонна выпустила ещё пять детских книг, но после развода с Гаем Ричи и возвращения в Америку, её литературные амбиции как отрезало.

Вупи Голдберг в какой-то момент тоже настиг писательский зуд. Представить себе, что Вупи напишет мемуары или книгу советов сложно, но она сделала и то, и другое. Выпустила ехидную, солёно-перчёную книгу о себе любимой с оригинальным названием Book (Книга). Затем – не менее едкое собрание советов, на этот раз, с длинным названием: Is It Just Me? Or is it nuts out there? («Неужели Это Только Я? Или там все просто чокнутые?»), в которой осуждает невежливость и неделикатность американцев. Типа, ребята, что за дела: вы громко разговариваете по телефону в кино, вы приходите пьяными на бейсбольные матчи и многое другое – неужели только меня это коробит? Затем Вупи переключилась на детские книжки, посвятив их детям и внукам. Несмотря на то, что в названии звучит слово «фея», книги получились совсем не сказочными. Четыре нетолстые книги о взаимовыручке маленьких балерин смешны и трогательны. Главную героиню зовут Александрина Петракова Джонсон. Уже забавно. Вупи Голдберг снова подтрунивает над собой: в детстве она мечтала быть танцовщицей. Книги про юных балерин «Орден феи Драже» вышли в неплохом русском переводе, позволяющем в полной мере оценить стиль автора. А ещё Вупи Голдберг намерена превратить эту историю в полнометражный фильм. Кто бы сомневался!


Из фильма в книгу и обратно

Вот, кстати, о фильмах… Превращать свои истории в фильм – постоянный соблазн любого актёра. У некоторых это успешно получается. Итан Хоук в 2016 году снял фильм по своему роману «Самый жаркий штат», написанному десять лет назад. И это не единственный его роман. И, видимо, не последний фильм как режиссёра.

А у Тома Хэнкса явно всё ещё впереди. Только в 2018 году вышла его первая книга «Уникальный экземпляр». Сборник рассказов, которые объединяет один предмет – пишущая машинка. Том уверяет, что каждый рассказ он печатал на новой машинке, коих у него немалая коллекция – около 160 штук. Все эти рассказы похожи как эскизы к какому-то большому полотну, но Том пока не думает об этом. Он словно ухмыляется: пишу о том, о сём, пока даже не знаю, во что это выльется. Вот вам дневник страдальца, который ради любви девушки стал исповедовать здоровый образ жизни, но…надолго его не хватило. Прости, моя любовь, лучше я продолжу валяться у телевизора. Или делает эффектную зарисовку о раскрутке блокбастеров. «Три дня вместили в себя интервью, фотосессии, видеоконференции, телемосты, форумы для групп поддержки, а также максимальное количество ток-шоу, каждому из которых предшествовала часовая репетиция с продюсерами соответствующего канала». В лоскутное одеяло повествования встраивается рассказ о метаниях болгарского иммигранта; страшные воспоминания ветерана о войне и полёт на Луну в самодельной ракете. Действительно, о том, о сём. Критики жёстко прошлись по «пробе пера» знаменитости, усмотрев неуклюжее подражание Сэлинджеру и помянув Форреста Гампа. Дескать, именно он мог бы написать эту галиматью. В русском переводе книжка получилась суховатой и неприметной. Но, возможно, кино получится куда более интересным. Дело времени.

А бывает и наоборот. Пишет человек сценарий, а ему говорят: старик, да из этого можно сделать шикарную книгу! Ты, вот, актёр, сценарист, продюсер, теперь ещё и музыкант (поэзия не в счёт), так чего бы не рвануть в прозаики? Благо, писателя ты уже играл, кухню знаешь.

Дэвид Духовны на днях анонсировал свою четвертую книгу. Она должна выйти в феврале 2021 года. Начал он со сказки, потом выдал одну за другой две странные книги. Скромную сказочную книжку Holy cow у нас переводить не стали, зато две следующие перевели так лихо, что пометку 18+ можно ставить на каждой второй странице, а не только на обложке. Но если отбросить трудности перевода, обильное цитирование английской и американской классики, бейсбол и карту Нью-Йорка, то в сухом остатке будем иметь две книги о любви.


В «Брыки и f*cking Дент» - о любви отца и сына. В «Мисс подземка» - о любви мужчины и женщины и судьбе. Но пока доберёшься до сути, придётся пройти сложный квест. Матерно-бейсбольный в первой книге и сексуально-мистический во второй. Не всем будет интересно погружаться в сложный сюжет со многими смыслами и подтекстами, да и стиль повествования отнюдь не лёгкий. Слишком хорошо нужно знать Америку вообще и Нью-Йорк в частности. Но тот, кто любит автора, откопает массу литературных и киношных пасхалок. Потому что автор тоже любит своего читателя, хотя и странной любовью. Глядишь, он в конце концов и соберётся сделать из своих книг пару фильмов (похоже, всё к тому идёт). Но то, что уже написано – и без того кино. Только бумажное. Может быть потому, что Дэвид, единожды сыграв писателя, просто решил, что вот оно - призвание (музыка и поэзия не в счёт). Может быть, он просто и не выходил из роли. Так тоже бывает.


Неподводимый итог

Судьба у книги, написанной известным актёром или режиссером, изначально непростая. Она сразу становится заметной. Это и хорошо, и плохо – уж слишком на виду её достоинства и недостатки. Она воспринимается как откровение или как вымысел, хотя может быть ни тем, ни другим. Просто инструментом для пиара. Но тем ценнее те книги, в которых автор, который мелькает на экране или сидит за режиссёрским пультом, вдруг раскрывается с неожиданной стороны. А это всегда интересно.

Автор: Topfoto/FOTODOM

Похожие публикации

  • Месье Бурвиль: почетное звание «Месье-как-все»
    Месье Бурвиль: почетное звание «Месье-как-все»
    Имя Бурвиля знакомо кинозрителям многих стран мира по ярким ролям в фильмах «Три мушкетера», «Разиня», «Большая прогулка» и многих других. В 1956 году Бурвиль получил приз Венецианского кинофестиваля Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль в фильме «Через Париж», обыграв своего партнера Жана Габена. Популярности актера способствовал творческий тандем с Луи де Фюнесом. За 30 лет Бурвиль снялся в пятидесяти пяти фильмах
  • Бахтияр, похожий на Хеопса
    Бахтияр, похожий на Хеопса
    Утром 21 апреля 2015 года в берлинском госпитале кинорежиссёр Бахтияр Худойназаров, страдающий неизлечимой болезнью на букву Р, сказал маме, которая приехала из далёкого Таджикистана ухаживать за сыном: «Мама, всё»… 

  • Рыжий
    Рыжий
    На стихи Бориса Рыжего сочиняют музыку и ставят спектакли. О нём написаны монографии и биография в «ЖЗЛ». Он и вправду замечательная личность. Редкая птица