Автор: Валерий Попов
Cовременный Петербург – это не только здания, гораздо важнее – галерея самых необходимых лиц, создавших и удерживающих дух и престиж города. И главное женское лицо в этой галерее – Алиса Фрейндлих. Почему она? Именно в ней собралось всё, чем гордятся петербуржцы
В детстве она пережила и блокаду, а блокадники у нас особые люди, мы поклоняемся им. Сила и твёрдость в ней с самого начала, она была блокадной девочкой, да притом немкой, она страдала, но не отрекалась от своей бабушки-немки и многое взяла от неё. Именно благодаря бабушкиному немецкому педантизму строго определённые куски хлеба выдавались в строго определённые часы – хаос и паника не восторжествовали, и Алиса выжила и научилась быть твёрдой при любых обстоятельствах. Но страдание, отпечатавшееся в её лице, близко и дорого любому ленинградцу. Она становилась собирательным лицом города: хотите увидеть петербурженку – посмотрите на Алису Бруновну.
Помню, как впервые её увидел. В конце 50-х – начале 60-х жизнь в Ленинграде была шикарной: гремели премьеры, которым предшествовали «закрытые просмотры», на которые почему-то легко было пройти. И какие люди там собирались! Первый мой праздник – я решился и прошёл! –просмотр спектакля «Время любить!». (было без !) Пьеса Бориса Ласкина, постановка наипопулярнейшего тогда Игоря Владимирова, могучего красавца, уже седого. В главной роли ещё совсем юная Алиса Фрейндлих. Зал таял – столько обаяния, веселья, озорства в ней было, как легко она завоёвывала любовь зала! Даже я, неотёсанный первокурсник, был счастлив. Алиса – очаровательный котёночек, уютный, тёплый комочек! «А это т-так ин-тересно!» – пела она прелестную песенку. Можно было догадаться тогда, что она станет первой леди Петербурга? Но что-то, видимо, было: из всех просмотров тех лет до сих пор помню только её.
Судьба не ошибается – ей пришлось пройти через все испытания, чтобы стать такой, как теперь. Лицо не бывает по-настоящему прекрасным, если в нём не отразились страдания. И сколько пришлось ей страдать! Каково великой актрисе быть признаваемой, поначалу лишь в амплуа мальчишек- сорванцов? А она «отплясала» эти роли так лихо, словно только о них и мечтала, и подарила нам самого любимого «Карлсона, живущего на крыше»! А потом в гениальной компании товстоноговцев она показывает себя: выдержали вместе и «руководящую любовь», и барский гнев ленинградских партбоссов, и весело и талантливо победили, и держали столько десятилетий лучший в стране театр. И вот она уже любимица зрителей, но жизнь продолжает её терзать. Вот срываются один за другим её замыслы с Эльдаром Рязановым, не сразу получается с Андреем Тарковским. Зато потом отчаянный напор, стремление сделать невозможное – в роли уже не «бесприданницы» Ларисы, а её матери, вынужденной идти на всё ради счастья дочери. Без истинных чувств такое не сыграть: у неё собственная дочь на руках, без отца и, что всегда мучительно, в тени гениальной мамы.
И даже 75-летие Алисы Фрейндлих не обходится без страданий – погибает её зять, муж дочери, вице-губернатор Петербурга Тарасов, в теракте на железной дороге. Только стало вроде бы всё налаживаться – и вот опять!
Алиса Фрейндлих любима и популярна во многих масках – буквально все знают нескладную начальницу из «Служебного романа» – так сыграть могла только та, кто сама когда-то чувствовала себя гадким утёнком. Зато как величественны и женственны её «королевы»!
Но важнее всего, мне кажется, портрет самой Алисы Фрейндлих, без грима – она стала главным женским лицом Ленинграда-Петербурга, собравшим все страдания, что мы пережили, и то высокое, что есть теперь в нас.
фото: Юрий Белинский