Автор прогноза: Григорий Симанович
Широкие круги кинозрителей весьма безразлично относятся к ежегодному оскаровскому соревнованию. Они, эти круги, просто смотрят фильмы-номинанты, не заморачиваясь ни угадыванием победителей, ни участием в спорах о том, справедливо или нет распределились эти статуэтки в виде голого мужика, почти 100 лет назад изваянного забытым скульптором с натуры забытого мексиканского актера Эмилио Фернандеса.
Куда более узкий круг кинозрителей придает куда более широкое и важное значение самому соревнованию, его итогам, церемонии вручения и, соответственно, своему впечатлению от этих картин, будь они премированы или отторгнуты от наград.
И я их понимаю. Более того, сам вот уже много лет - и в бытность киножурналистом и перейдя в категорию "болельщиков" - неизменно ожидаю короткий список претендентов, чтобы исхитриться посмотреть эти фильмы хотя бы из двух-трех наиболее громких номинаций до оглашения итогов (в этом году церемония пройдет 9 февраля).
Порой спрашиваю себя: «Зачем тебе это нужно? Куда торопишься? На мнение оскаровского жюри, состоящего из 7000 представителей 17 американских киногильдий, тебе повлиять не удастся, что бы тебе ни грезилось в самых смелых и бредовых снах. Точно предсказать десяток победителей в наиболее престижных номинациях и заранее провозгласить их в Facebook, чтобы выпендриться перед парой сотен друзей, представ эдаким тайновидцем, а то и владельцем инсайдерской информации?..»
В такой ярмарке тщеславия я порой участвую - с неизменно неполным успехом, хотя процентов 70-80 угадать иногда удается. Но на мою репутацию бывшего кинокритика это повлиять не может - поезд ушел, а тщеславие греет или досаду вызывает аккурат на пару дней, до погружения в бытовые и медицинские проблемы матерого пенсионера.
И все же оправдание себе нахожу. Самое примитивное.
Точный прогноз -- значит, я еще, черт побери, что-то понимаю в кино, в его современных тенденциях, совпадаю во вкусах и предпочтениях с огромной группой ведущих мировых кинопрофессионалов и деятелей искусства.
Ошибочный прогноз -- значит, огромная группа кинопрофессионалов, ведущих деятелей искусства с их вкусами, предпочтениями и ощущением современных тенденций пусть катится к чертям собачьим, потому что прав я, прав мой вкус, мое представление о самом лучшем, высшем, прекрасном кино. Потому что это МОЕ кино, потому что это МОЙ фильм, потрясший, поразивший, восхитивший меня больше, чем с ним конкурировавшие.
Наглость субъективизма - законная наглость более или менее продвинутого зрителя.
А теперь -- о моих прогнозах к "Оскару - 2020" в его уже определившихся фаворитах.
Лукавить не стану, коснусь лишь тех главных номинаций, в которых я видел все фильмы или, скажем так, все, у которых, по мнению абсолютного, подавляющего числа кинокритиков и киноманов, есть шансы на победу (здесь немного поступлюсь принципами).
И сразу к самой главной: лучший фильм.
"1917" режиссера Сэма Мендеса. Эпизод Первой мировой. Мощная, зрелищно завораживающая, эмоционально накаленная, бьющая по нервам, гениально снятая военная драма. У нас такую в былые времена назвали бы героико-патриотической. Такие Голливуд умеет делать как нигде в мире. Тут вспомнишь и "Спасти рядового Райана", и великий "Апокалипсис сегодня", и "Тонкую красную линию" и много других. Этот новейший фильм получил столько предварительных престижных наград, что шансы его на победу чрезвычайно велики.
"Брачная история", режиссер Ноа Баумбах. Семейная драма, весьма типичный, можно сказать, заезженный в искусстве конфликт любовной гармонии в семье, сильного взаимного человеческого притяжения двух весьма достойных творческих людей, -- и бунт женщины, чей нереализованный талант буквально выталкивает ее из поля благополучия и любви в неизведанное, в поиск себя другой в других краях, на других горизонтах искусства. Тонкая, довольно камерная и чрезвычайно трогательная картина, приведенная в оскаровский список блистательной игрой Скарлет Йоханссен и Адама Драйвера.
"Джокер" Тодда Филлипса. Большинство поклонников всех предыдущих "Джокеров" картина может не устроить, если они будут искать в ней аттракционную, почти фольклорную борьбу одного злодея с другим. Здесь поначалу вполне мирный марвеловский персонаж превращается в чудовищного злодея, бросающего кровавый вызов бездушному, бесчеловечному обществу. Страшный, сверхвысоковольтный, эпатажный, шокирующий дикими формами бунта против общества, подспудно обвиняемого в этом зловещем перерождении, грандиозный фильм, а Хоакин Феникс, сыгравший главную роль, сотворил что-то невероятное. Шансы на победу очень велики.
"Однажды... в Голливуде" Квентина Тарантино. Еще один фильм, который я смело причисляю к списку лучших, снятых выдающимся, моим любимым режиссером мирового кино. О нем можно сказать либо коротко: "шедевр, вмещающий все лучшие черты и приметы этого волшебника Кино", либо разбирать подробно, что не входит в мою задачу. Скажу лишь одно: снова с виртуознейшим мастерством, с удивительным даром превращения реального события в другое, тоже реальное, но перекочевавшее в киномир, в кинореальность художника (вспомните его "Бесславных ублюдков"), Тарантино посылает нам улыбку, грусть, стеб, сострадание, иронию, самоиронию, недоумение, загадки, разгадки, мысли о судьбе и творчестве и, главное, безмерную свою любовь к кино, которой пропитан каждый эпизод его нового фильма, как и предыдущих. Достойнейший претендент на победу.
"Ирландец" Мартина Скорсезе. Гангстерская история, обнимающая период 50-х - 60-х годов в Америке, когда дела и интересы криминальные и профсоюзные снова оказались тесно переплетены (впрочем, как и довоенные явления и события времен сухого закона: вспомните "Однажды в Америке" Серджио Леоне). 78-летний Скорсезе - в отличной форме. Он нисколько не постарел как мастер, судя по глубокому психологизму, внутреннему напряжению, нарастающему по мере развития сюжета и выводящему к мощной, драматичной коде, где характеры и судьбы отнюдь не положительных героев предстают не в примитивно зловещем, но, скорее, в философском, этическом, социальном свете. Здесь выдающиеся скорсезовские и мировые актеры в главных ролях: Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши. Процитирую нашего замечательного кинокритика Андрея Плахова: «В отношениях этой блистательной несвятой троицы столько правды о человеческой природе, о корысти, болезненном самолюбии, предательстве, одиночестве и саморазрушении, а также о неизбежной победе старости и смерти, что конкуренцию этому вечному сюжету могут составить только самые великие, начиная с Шекспира». Лучше не скажешь. Абсолютно и безусловно достойный победы фильм.
"Паразиты", режиссер Пон Джун-хо. Корейский фильм, собравший кучу наград на международных фестивалях, номинируется и в этой высшей категории и по рангу "лучший режиссер", и как лучший международный фильм. В причинах не разбирался. Так, кстати, бывало нечасто, ближайший пример - "Рома" Альфонсо Куарона в прошлом году. И он-таки получил... но именно как иностранный. Готов предположить, что такая же приятная участь ждет и "Паразитов", трактующих преступность, авантюризм, коварство и жестокость в корейском (читай - в мировом) обществе как нечто чуть ли не имманентно присущее его обедневшим, социально ущемленным слоям. Но здесь прекрасное сочетание юмора, авантюрного сюжета, элементов триллера и драмы. Сильный конкурент с хорошими шансами. Но победа еще в одной номинации, кроме "международный", будет воспринята как сенсация.
"Маленькие женщины", режиссер Грета Гервиг. О том, как взрослели, впитывали запахи и цвета взрослой жизни и любви, понимали, отталкивали и принимали то жестокий, то яркий в своих лучших моментах мир четыре сестры, четыре очень разных юных существа, симпатия, сочувствие и соучастие в судьбах которых сопутствует нам изначально и делает для нас фильм притягательным, человечески теплым, но и драматичным. Действие-то происходит в период Гражданской войны в Америке. Очень хорошее кино, однако вряд ли конкурентно в отношении названных выше.
Не довелось посмотреть еще два фильма-претендента на главный Оскар -- "Кролик Джоджо" и "Ford против Ferrary". Но о них рискну сказать (опять-таки опираясь, простите, на мнение подавляющего большинства критиков и рецензентов) то же, что и о "Маленьких женщинах": достойное, отличное кино, но... шансы малы.
Итак, мои ставки. Поступаю, вроде, по-хитрому, как делал уже не раз, но согласно своим принципам.
По мнению Американской киноакадемии: "1917"
Мой победитель: "Однажды... в Голливуде"
Номинированы:
Пон Чжун Хо — «Паразиты»
Сэм Мендес — «1917»
Тодд Филлипс — «Джокер»
Мартин Скорсезе — «Ирландец»
Квентин Тарантино — «Однажды… в Голливуде»
Сами фильмы уже представил.
По мнению академиков: Сэм Мендес
Мой победитель: Квентин Тарантино
Лучшая мужская роль
Леонардо Ди Каприо – «Однажды… в Голливуде»
Адам Драйвер – «Брачная история»
Хоакин Феникс – «Джокер»
Джонатан Прайс – «Два Папы»
Антонио Бандерас – «Боль и слава»
Тут, уверен, мы с академиками проявим трогательное единодушие: ХОАКИН ФЕНИКС
Но не могу не оговориться, что и сам фильм Педро Альмадовара "Боль и слава" и работа в нем набравшего огромный творческий потенциал Антонио Бандераса, на мой взгляд, чуть ли не высшие достижения этих выдающихся киномастеров. Изумительная картина!
Лучшая актриса
Синтия Эриво — «Гарриет»
Скарлетт Йоханссон — «Брачная история»
Сирша Ронан — «Маленькие женщины»
Шарлиз Терон — «Скандал»
Рене Зеллвегер — «Джуди»
Начистоту: не видел ни «Гарриет», ни «Скандал», в котором, не сомневаюсь, Шарлиз Терон великолепна, потому что она вообще почти везде великолепна. Однако... Рене Зеллвегер в этом байопике так достоверно и виртуозно преобразилась в великую американскую кинозвезду и певицу 40-х - 60-х годов Джуди Гарленд (кстати, мама Лайзы Миннелли), что конкурировать с ней будет крайне сложно.
И здесь мы с оскаровскими судьями совпадаем, наш вердик - РЕНЕ ЗЕЛЛВЕГЕР
Рискну сделать ставки еще в трех номинациях.
Лучший актер второго плана
Том Хэнкс – «Прекрасный день по соседству»
Энтони Хопкинс – «Два папы»
Аль Пачино – «Ирландец»
Джо Пеши – «Ирландец»
Брэд Питт – «Однажды… в Голливуде»
Академики: Джо Пеши
Мой выбор: Брэд Питт
Лучшая актриса второго плана
Кэти Бейтс – «Дело Ричарда Джуэлла»
Лора Дерн – «Брачная история»
Скарлетт Йоханссон – Кролик Джоджо»
Флоренс Пью – «Маленькие женщины»
Марго Робби – «Скандал»
И опять соглашусь с оскаровскими судьями, если они назовут Лору Дерн. Филигранная работа.
Лучший международный полнометражный фильм
Все-таки корейские "Паразиты" -- так решат голливудовцы.
Все-таки "Боль и слава" -- так бы воскликнул я.
И в заключение... "Оскар 2020", как минимум, в названных номинациях презентует на этот раз очень сильный и в высшей степени качественный набор новейших произведений американских и мировых мастеров экрана. Здесь нет, на мой взгляд, проходных, блеклых, случайных, коньюнктурно выбранных картин и ролей, что порой случается даже на этом смотре. А уж про фаворитов, которых упомянул, в этом отношении и спору нет.
Вот почему и сам ни чуточки не огорчусь и всех "болельщиков" и "игроков", сделавших свои ставки, призываю отбросить амбиции и якобы уязвленные компетентность и вкус, если победят не мои и не ваши. Что ни говори, "Оскар 2020" опять не опустил планку, выдвинул на суд жюри и мирового зрителя фильмы почти равновысокого достоинства, среди которых найдут свое зрительское, эстетическое удовлетворение и поклонники традиционного Большого Стиля, и любители камерного и традиционного сюжетного кино, и даже, надеюсь, гурманы авторских авангардных дерзновений (хотя здесь, как правило, не их праздник).
Главное -- не победа и даже не участие. Главное -- любовь к этому искусству, побуждающая в ином смысле цитировать название известного выдающегося фильма: ИДИ И СМОТРИ...
Смотрите, формируйте или меняйте свои вкусы и пристрастия, негодуйте, плюйтесь, восхищайтесь, возмущайтесь, анализируйте, полемизируйте и... дай вам бог почаще получать удовольствие в зрительном зале.
фото: Depositphotos.com/FOTODOM