Московскому метро возвращают его исторический облик. Началась реставрация чуть ли не всех центральных станций, самых старых - и рабочих, возможно, ожидают интересные находки. Например, на “Павелецкой” они могут обнаружить в стене забетонированную лебедку, треногу от нивелира и спецовку - известно, что такой тайник сделали метростроевцы где-то в стенах этой станции. Оставлять что-нибудь в стене на память о себе было у них своеобразной традицией.
В мэрии говорят, что реставрацию будут вести очень тщательно, по старым фотографиям, и станциям вернут тот вид, который они имели в момент открытия. Восстановление этого первоначального облика порой вызывает споры – по поводу того, что реставраторы кое-где возвращают упоминания о Сталине, которые когда-то были на всех станциях. Например, на “Киевской” на отреставрированной фреске начала 50-х годов на книге в руках у студентки сейчас появилась надпись “Сталин”.
Некоторые предлагают вернуть и другие композиции, демонтированные после XX съезда КПСС - например, скульптуру “Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство” на станции “Семеновская”, изображавшую вождя с девочкой на руках. Станция тогда называлась “Сталинская”, и газета “Правда” объясняла, что эта станция символизирует благодарность народа главному вдохновителю строительства метро. По-своему выразил эту благодарность поэт Лебедев-Кумач – после открытия первой линии метро он написал песню о том, как улучшилась жизнь людей и как признательны они за это вождю.
Хочется всей необъятной страной
Сталину крикнуть: “Спасибо, родной!
Долгие годы живи, не болей.
Жить стало лучше, жить стало веселей”.
Образ Сталина как главного вдохновителя строителей фигурировал и в одной из легенд московского метро - как генералиссимусу докладывали план строительства станций без Кольцевой линии. Он неожиданно перевернул уже допитую кофейную чашку и поставил ее на схему. Вокруг центра столицы появился коричневый круг, а Сталин сказал: “Вот так и стройте”. В соответствии с легендой именно поэтому Кольцевую линию с самого начало стали обозначать на схемах коричневым цветом.
То ли была эта чашка кофе, то ли нет – но известно, что Сталин особо выделял строительство Кольцевой линии и ездил по новым станциям, осматривал отделку. В одну из таких поездок он и другие члены политбюро проверяли и двери вагонов метро - нарком путей сообщения Каганович наглядно убеждал их в безопасности дверей, засовывая в створки руки и голову.
Возможно, о безопасности дверей могли бы хорошо рассказать их конструкторы – но их давно уже не было в Москве. Практически все разработчики первых проектов метро были арестованы. Их отправили на Соловки, и лагерные охранники стали уничтожать там чаек, крачек и гагар – боялись, что кто-нибудь из заключенных отправит письмо, в том числе и с секретными схемами метро. Затем этих инженеров перебросили на Беломорканал - и так причудливым образом опыт и наработки конструкторов московского метро воплотились в этом канале.
После ХХ съезда в метро закрасили множество портретов Сталина и его цитат. Больше всего пришлось закрашивать на “Киевской-кольцевой” – там было сразу пять изображений генералиссимуса. Тем не менее и сейчас станция выделяется обилием панно и мозаик в классическом стиле сталинского ампира. А вот рекорд по числу скульптур держит станция “Площадь революции” - там можно насчитать 76 фигур.
Всем, конечно, известны легенды, что студентам надо на счастье потереть нос бронзового пса у “Пограничника с собакой”. Правда эстеты рассказывают, что тереть нужно не любую собаку, а только “собаку Баумана” (у третьего вагона с конца в сторону “Щелковской”) - якобы именно к этой статуе стали обращаться студенты Бауманки за помощью еще в 1938 году. А менее начитанные пассажиры теперь трут уже не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, колено рабочего и лапоть крестьянина. А вот по другой легенде к петуху, которого держит птичница, лучше не приближаться: это плохая примета.
Еще один рекорд принадлежит станции “Комсомольская-кольцевая”: на ней больше всего колонн. Но особую известность станции принесли не колонны, а то, что на ней установили светильники из гитлеровской рейхсканцелярии. Подобные трофеи из Берлина появились тогда во многих местах – например, Жуков обставил свой кабинет в министерстве обороны дубовыми столами и креслом из той же рейхсканцелярии.
А из более новых станций особенно выделяется “Перово” - там можно увидеть даже апокалиптические мотивы. Мистики любят рассуждать о “негативной ауре” этой станции - в древности считали, что в тех местах обитают лешие, там же в XVIII веке находилось поместье Якова Брюса, которого называли главным чернокнижником и колдуном при Петре I. И вот словно для того, чтобы отметить мистическую историю этих мест, создатели “Перово” оформили ее, используя образы мифических животных: птиц Сирин, Гамаюн - и коня, в котором эксперты усматривают символ Апокалипсиса. А среди местных жителей ходят рассказы о том, что им на станции попадается призрак - угрюмый старик в напудренном парике. (Яков Брюс?)
О московском метро существует множество легенд - и порой можно предположить, как рождаются некоторые из них. Например, есть легенда о Черном Машинисте: пассажиры якобы видят его иногда в окне кабины поезда. Говорят, что это призрак машиниста, погибшего при пожаре в метро - черный, обгоревший, он пугает людей. Но историки утверждают, что, возможно, все проще: они рассказывают о гражданине Эфиопии Ильме Мидекссе Тебеко. Он приехал в Москву учиться, но не смог вернуться домой из-за государственного переворота – и в итоге стал водить поезда на Замоскворецкой линии.