Радио "Стори FM"
Михаил Осокин: Тёмное будущее Джеймса Бонда

Михаил Осокин: Тёмное будущее Джеймса Бонда

Новым Джеймсом Бондом станет темнокожая женщина. В фильме, который выйдет в следующем году, роль суперагента сыграет 32-летняя британская актриса Лашана Линч.

По сценарию, Бонд отправится на пенсию на Ямайку, и MI-6 выдаст Лашане знаменитое кодовое имя 007. Ян Флеминг очень бы удивился. 

Впрочем, и традиционного Бонда-мужчину тоже уже придумали сделать темнокожим. Это выяснилось из утечек в прессу корпоративной переписки руководителей голливудских кинокомпаний, и в письмах упоминался тоже британский актёр с корнями из Ганы Идрис Акуна Эльба.  

А как же темнокожие противники Бонда – злодейка Мэйдэй из фильма "Вид на убийство" и другие? По логике, врагов Бонда тогда надо бы сделать белыми…

В общем, политкорректность торжествует, и не только в фильмах. Общественный прогресс сделал реальностью то, о чем говорили еще герои Шекспира:  

Мы этот облик красотой сочтем...

Начнет хвалиться негр своим лицом.

У Шекспира, кстати, можно найти немало уважительных слов о темнокожих, в разных его пьесах они играют положительные героев и занимают важные должности. В общем, такие же люди как все, а тёмный цвет кожи – так это они просто сильно загорелые. Была такая популярная теория, и мы находим её у того же Шекспира. 

В комедии “Венецианский купец” приезжий принц Марокканский пытается произвести благоприятное впечатление на венецианку Порцию – и говорит, что не надо пугаться его непривычного вида:

Не презирай меня за черноту;

Ливреей темной я обязан солнцу;

Я с ним сосед, я вскормлен рядом с ним.

Версия о загорелых африканцах родилась еще в Древней Греции. Слово “эфиоп” (Αἰθίοπας), возникло из двух смысловых корней и обозначало человека, лицо которого опалено жаром.

В трудах греческих авторов эфиопы изображались как люди совершенные и благочестивые, живущие на краю света, там где садится солнце. Они устраивают праздники, и к ним гости приходят боги, которые ради этого покидают Олимп – так описывал это Гомер в “Илиаде”:

Зевс-громовержец вчера к отдаленным водам Океана

С сонмом бессмертных на пир к эфиопам отшел непорочным.

Но всё это было забыто в средние века. И представители церкви, и учёные делали заявления, что африканцы – это совсем не то, что европейцы.  

Известный швейцарский алхимик, врач, и философ Парацельс утверждал, что темнокожие не могли произойти от Адама – и они, "может быть, не имеют души". И даже горячо любимый всем прогрессивным человечеством Джордано Бруно заявлял, что ни один здравомыслящий человек не станет производить негров от одной и той же протоплазмы, что и первых людей, описанных в Библии. 

На основе таких теорий европейцы, осваивая Америку, относились к темнокожим как к низшей расе: уничтожали и обращали в рабство местных  индейцев, привозили рабов из Африки. Лишь в 1537 году папа римский Павел II издал  буллу “Sublimusdeus”, в которой объявил: “Индейцы и все другие народы в случае, если они будут открыты в будущем христианами, не могут быть лишены своей свободы и собственности”. В другой папской булле “Ut pote veros homines” говорилось, что темнокожих следует признавать такими же людьми, как и прочие - и способными к восприятию христианского учения.  

Теперь всё это уже осталось далеко в прошлом. Маятник качнулся в другую сторону: политкорректность берет всё новые высоты.  

Выявилось много тонкостей, в которых легко запутаться. Например, "шоколадка" – чернокожие в США так обращаются друг к другу в знак выражения братской любви, но со стороны белых они воспринимают это слово как оскорбление.

Да и слово "чернокожий" уже объявили напоминанием о расизме, и вместо прежних названий изобретаются всё новые: кроме афроамериканцев уже предлагается и англоафриканец или франкоафриканец. А кто тогда живет в ЮАР – афроафриканцы?

Борцы за исправление исторических несправедливостей могут находить что-нибудь не политкорректное где угодно. Например, британская пресса вдруг начинает обсуждать – хотела ли герцогини Кентская сознательно оскорбить свою родственницу герцогиню Меган Маркл, жену принца Гарри, надев на встречу с ней старинную брошь: черное с серебром, в стиле колониального модерна, с утрированным профилем африканки. У Меган африканские корни, и некоторые увидели в выборе броши этакий демонстративный отсыл к колониальной эпохе, ко временам белых хозяев и чернокожих слуг.

Я сам попал под пресс политкорректности во время работы на НТВ, когда решил повеселить зрителей очередной историей о популярных тогда “нигерийских письмах”. Их до сих пор получают в интернете многие: от имени высокопоставленных чиновников или африканских банкиров щедрые люди, называющие себя юристами различных нигерийских фондов, предлагают миллионы долларов. Взамен просят о небольшой услуге - прислать немного денег для оформления необходимых бумаг о вашем будущем участии в прибыльном бизнесе.

И вот я сообщил в новостях о новом таком письме: оно содержало трогательный рассказ о первом космонавте Нигерии майоре Абаче Тунде. 

Оказывается, он тайно был доставлен на орбитальную космическую станцию, с совершенно секретной миссией - поэтому о нём никто не знает. Теперь господин Абаче захотел вернуться. Но для этого нужны деньги - и авторы письма просили прислать их. А за это они обещали в будущем гигантские выплаты – из зарплаты, которая все эти годы накапливалась на земле у нигерийского космонавта.

Беда пришла, откуда не ждали. Мы получили письмо из нигерийского посольства, в котором меня обвинили в неполиткорректном поведении. Помню, письмо пестрело формулировками: “ведущий выпячивает отдельные негативные явления”, “раздувают проблему”,  “пытается сформулировать негативное отношение к Нигерии и её гражданам”.

Начальство, видимо, опасаясь официальной ноты, устроило тогда мне жуткий нагоняй и велело никогда больше не рассказывать о “нигерийских письмах”.


фото: CAPITAL PICTURES/FOTODOM; LEGION-MEDIA

Похожие публикации

  • Михаил Осокин: Многоликий Христос
    Михаил Осокин: Многоликий Христос
    Во Владивостоке хотят поставить огромную статую Иисуса Христа – на 89-метровой сопке Крестовая, то есть фигура будет выше, чем даже в Рио-де-Жанейро. Эту идею озвучил сейчас духовник патриарха Кирилла схиархимандрит Илий. Огромную композицию создадут из белого камня, в постаменте планируется разместить лекционные и выставочные залы. Представители РПЦ, видимо, воспользуются опытом Зураба Церетели – кто же еще у нас творит в таких больших формах?
  • Михаил Осокин: Казаки на экспорт
    Михаил Осокин: Казаки на экспорт
    В Иране отмечают сорокалетие исламской революции. И более экзотической революции в ХХ веке, пожалуй, не было - ведь шиитские муллы свергли шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, правителя из семьи с российскими казачьими традициями
  • Михаил Осокин: Нехорошая литература
    Михаил Осокин: Нехорошая литература
    Российская таможня начала проверять книги, ввозимые из-за рубежа, на предмет "пропаганды определенных взглядов и идеологии". Журналисты описали уже несколько таких случаев, а сами таможенники объясняют, что они занялись поиском разных нехороших идей в соответствии с законом, который запрещает ввоз материалов, способных причинить вред политическим или экономическим интересам государства и нравственности граждан