Новым Джеймсом Бондом станет темнокожая женщина. В фильме, который выйдет в следующем году, роль суперагента сыграет 32-летняя британская актриса Лашана Линч.
По сценарию, Бонд отправится на пенсию на Ямайку, и MI-6 выдаст Лашане знаменитое кодовое имя 007. Ян Флеминг очень бы удивился.
Впрочем, и традиционного Бонда-мужчину тоже уже придумали сделать темнокожим. Это выяснилось из утечек в прессу корпоративной переписки руководителей голливудских кинокомпаний, и в письмах упоминался тоже британский актёр с корнями из Ганы Идрис Акуна Эльба.
А как же темнокожие противники Бонда – злодейка Мэйдэй из фильма "Вид на убийство" и другие? По логике, врагов Бонда тогда надо бы сделать белыми…
В общем, политкорректность торжествует, и не только в фильмах. Общественный прогресс сделал реальностью то, о чем говорили еще герои Шекспира:
Мы этот облик красотой сочтем...
Начнет хвалиться негр своим лицом.
У Шекспира, кстати, можно найти немало уважительных слов о темнокожих, в разных его пьесах они играют положительные героев и занимают важные должности. В общем, такие же люди как все, а тёмный цвет кожи – так это они просто сильно загорелые. Была такая популярная теория, и мы находим её у того же Шекспира.
В комедии “Венецианский купец” приезжий принц Марокканский пытается произвести благоприятное впечатление на венецианку Порцию – и говорит, что не надо пугаться его непривычного вида:
Не презирай меня за черноту;
Ливреей темной я обязан солнцу;
Я с ним сосед, я вскормлен рядом с ним.
Версия о загорелых африканцах родилась еще в Древней Греции. Слово “эфиоп” (Αἰθίοπας), возникло из двух смысловых корней и обозначало человека, лицо которого опалено жаром.
В трудах греческих авторов эфиопы изображались как люди совершенные и благочестивые, живущие на краю света, там где садится солнце. Они устраивают праздники, и к ним гости приходят боги, которые ради этого покидают Олимп – так описывал это Гомер в “Илиаде”:
Зевс-громовержец вчера к отдаленным водам Океана
С сонмом бессмертных на пир к эфиопам отшел непорочным.
Но всё это было забыто в средние века. И представители церкви, и учёные делали заявления, что африканцы – это совсем не то, что европейцы.
Известный швейцарский алхимик, врач, и философ Парацельс утверждал, что темнокожие не могли произойти от Адама – и они, "может быть, не имеют души". И даже горячо любимый всем прогрессивным человечеством Джордано Бруно заявлял, что ни один здравомыслящий человек не станет производить негров от одной и той же протоплазмы, что и первых людей, описанных в Библии.
На основе таких теорий европейцы, осваивая Америку, относились к темнокожим как к низшей расе: уничтожали и обращали в рабство местных индейцев, привозили рабов из Африки. Лишь в 1537 году папа римский Павел II издал буллу “Sublimusdeus”, в которой объявил: “Индейцы и все другие народы в случае, если они будут открыты в будущем христианами, не могут быть лишены своей свободы и собственности”. В другой папской булле “Ut pote veros homines” говорилось, что темнокожих следует признавать такими же людьми, как и прочие - и способными к восприятию христианского учения.
Теперь всё это уже осталось далеко в прошлом. Маятник качнулся в другую сторону: политкорректность берет всё новые высоты.
Выявилось много тонкостей, в которых легко запутаться. Например, "шоколадка" – чернокожие в США так обращаются друг к другу в знак выражения братской любви, но со стороны белых они воспринимают это слово как оскорбление.
Да и слово "чернокожий" уже объявили напоминанием о расизме, и вместо прежних названий изобретаются всё новые: кроме афроамериканцев уже предлагается и англоафриканец или франкоафриканец. А кто тогда живет в ЮАР – афроафриканцы?
Борцы за исправление исторических несправедливостей могут находить что-нибудь не политкорректное где угодно. Например, британская пресса вдруг начинает обсуждать – хотела ли герцогини Кентская сознательно оскорбить свою родственницу герцогиню Меган Маркл, жену принца Гарри, надев на встречу с ней старинную брошь: черное с серебром, в стиле колониального модерна, с утрированным профилем африканки. У Меган африканские корни, и некоторые увидели в выборе броши этакий демонстративный отсыл к колониальной эпохе, ко временам белых хозяев и чернокожих слуг.
Я сам попал под пресс политкорректности во время работы на НТВ, когда решил повеселить зрителей очередной историей о популярных тогда “нигерийских письмах”. Их до сих пор получают в интернете многие: от имени высокопоставленных чиновников или африканских банкиров щедрые люди, называющие себя юристами различных нигерийских фондов, предлагают миллионы долларов. Взамен просят о небольшой услуге - прислать немного денег для оформления необходимых бумаг о вашем будущем участии в прибыльном бизнесе.
И вот я сообщил в новостях о новом таком письме: оно содержало трогательный рассказ о первом космонавте Нигерии майоре Абаче Тунде.
Оказывается, он тайно был доставлен на орбитальную космическую станцию, с совершенно секретной миссией - поэтому о нём никто не знает. Теперь господин Абаче захотел вернуться. Но для этого нужны деньги - и авторы письма просили прислать их. А за это они обещали в будущем гигантские выплаты – из зарплаты, которая все эти годы накапливалась на земле у нигерийского космонавта.
Беда пришла, откуда не ждали. Мы получили письмо из нигерийского посольства, в котором меня обвинили в неполиткорректном поведении. Помню, письмо пестрело формулировками: “ведущий выпячивает отдельные негативные явления”, “раздувают проблему”, “пытается сформулировать негативное отношение к Нигерии и её гражданам”.
Начальство, видимо, опасаясь официальной ноты, устроило тогда мне жуткий нагоняй и велело никогда больше не рассказывать о “нигерийских письмах”.
фото: CAPITAL PICTURES/FOTODOM; LEGION-MEDIA