Радио "Стори FM"
Михаил Осокин: Любопытные подробности библейских текстов

Михаил Осокин: Любопытные подробности библейских текстов

К Пасхе 2020 в Москве вышло новое дополненное издание основных внебиблейских источников, в которых говорилось о событиях, описанных в Евангелиях. Многие источники публикуются на русском впервые. Прежде всего это римские документы и новозаветные апокрифы - и они добавляют массу любопытных подробностей в традиционные библейские тексты.

Например, изучение апокрифов привело исследователей к выводу, что Иисус Христос и Иоанн Креститель, оказывается, родственники. У Анны, матери Марии, то есть бабушки Иисуса, была сестра Исмерия - так вот у нее была дочь Елизавета, а ее сыном был как раз Иоанн Креститель. Таким образом, Иисус и Иоанн были троюродные братья.

И биография Иисуса по апокрифам выглядит значительно богаче библейской версии. Мы узнаем, что он обучался самым разным профессиям - был плотником, красильщиком, а дома помогал старшим по хозяйству: стирал белье, разжигал очаг, подавал на стол.  

Впрочем, надо сказать, что дополнительные сведения и любопытные подробности о библейских сюжетах исследователи черпают не только из раннехристианских рукописей. Скажем, об Иисусе много говорилось и в арабских источниках, в мусульманских текстах.

В них пророк Иса (Иисус) тоже излечивал больных и воскрешал мертвых. Он упоминается в 93 стихах Корана – чаще, чем любой другой пророк, за исключением Мухаммеда.

Но Иисус – далеко не единственный христианский символ, который с древнейших времен был знаком также и арабскому миру. Когда начались культурные обмены европейцев со странами Ближнего Востока, в Европу в новом виде вернулись многие библейские легенды – через истории, описанные в арабских летописях.

Так европейцы, в частности, нашли для себя истоки одной из самых популярных христианских легенд – о Георгии Победоносце и змее. Из старинных летописей Машрика (современный Ирак) европейцы узнали, что прообразом Георгия был еще шумерский правитель XXVI века до нашей эры Гильгамеш. В Ливане наводил страх на людей дракон Хувава – и Гильгамеш решил выступить против него:

И сказал Гильгамеш: “Слушай, Энкиду!

Друг мой, далеко есть горы Ливана,

Кедровым те горы покрыты лесом,

Живет в том лесу свирепый Хувава,--

Давай его вместе убьем мы с тобою!”…

Срубили они ему голову, обвернули тканью.

К богу Энлилю, к богине Нинлиль пришли…

Легенды совпадают во многом, вплоть до географических деталей. В христианской версии змей, нападавший на людей, тоже жил вблизи Ливанских гор – там его и сразил своим копьем Святой Георгий.

Изучая арабские рукописи, средневековые богословы с удивлением узнавали, что в Коране действуют те же пророки и патриархи, что и в христианской космологии. В Коране упоминается 25 пророков - и практически все они известны нам из Библии: кроме Иисуса, это Адам и Ной, Моисей и Авраам, Давид и Соломон, Лот и Иов, Иоанн Креститель. “Все они – посланники Бога”, - говорят исламские теологи.

При этом библейские и исламские персонажи не просто упоминаются в Коране и хадисах вместе – они сотрудничают и помогают друг другу. Когда Мухаммед в 619 году был вознесен на небеса и общался с Аллахом, Аллах предписал ему по возвращении на землю установить правила для мусульман молиться 50 раз в сутки. Мухаммед стал спускаться от Аллаха удрученный, думая, что столько молитв непосильно для простого человека, но тут ему на помощь пришел Муса (Моисей). Моисей убедил Мухаммеда вернуться к Аллаху и попросить уменьшить число молитв.

Аллах поначалу разрешил убрать лишь десятую часть молитв. Но Моисей уговорил Мухаммеда возвращаться к Аллаху снова и снова, пока стороны не договорились о пяти молитвах в сутки.

Межконфессиональное сотрудничество в легендах дополнялось сотрудничеством и в реальной жизни. Когда пророк Мухаммед был вынужден скрываться от врагов, он на какое-то время нашел приют у христиан, в византийском монастыре Святой Екатерины на Синае. Об этом позже упоминал Синайский архиепископ Констандий в своей книге “Египтиада”:

Мухаммед, будучи доволен приемом, сделанным ему на Синае, в начале его проповедания, заметил, что правила Синаитов заключались в тихой и благочестивой жизни…

В свою очередь, именно это пребывание исламского пророка в христианском монастыре, возможно, дало толчок к появлению в средневековой Европе многочисленных легенд о том, что Мухаммед поначалу был христианским монахом, в некоторых вариантах даже кардиналом, но потом решил создать новую религию.

Ему якобы обещали высокий пост в христианской церкви, но обманули - он обиделся, уехал на Восток и стал духовным лидером у сарацинов. И отражение этих легенд можно найти в одном из самых знаменитых средневековых эпосов – в “Песне о Роланде”:

И Магомет, как каждому известно,

Спервоначалу был Христу привержен

И наше проповедовал ученье.

Возможно, пребывание пророка Мухаммеда в византийском монастыре, у греков, привело также к тому, что в Коране наряду с общеупотребительным именем Сатаны – Шайтан – появилось и название Иблис. Существует теория, что это слово произошло от греческого διαβολος – diabolos, дьявол. И именно под именем Иблис дьявол появляется в одном из самых ярких и образных исламских сказаний – о конце времен (аналог христианского Апокалипсиса).

Иблис заключит союз с Даджжалем (лжемессией, мусульманским аналогом Антихриста). Затем Даджжаль явится этому миру в районе между страной Шам (Сирия) и Ираком. А Иблис будет направлять его, сидя на своем “троне над морем”, по одной из версий современных исламских богословов, где-то в районе, которые сейчас называют Бермудским треугольником.

И это эсхатологиское послание – еще один источник сведений об Иисусе Христе в исламской традиции. По версии хадисов Мухаммеда, Иисус был взят на небеса, но он вернется вместе с Махди в конце времен. И так будет положен конец правлению лжемессии: увидев Иисуса, Даджжаль "растворится, как соль в море".

Фото: фрагмент мозаики в храме Святой Софии в Стамбуле (Турция), Иисус Христос и Иоанн Креститель; Depositphotos.com/FOTODOM

Похожие публикации