Россияне открывают для себя Екатерину II как автора опер и сказок. В Москве прошла выставка, посвященная такой полузабытой теме, как литературное творчество императрицы, а в одном из театров решили вновь поставить несколько опер, в которых Екатерина II была автором либретто.
Наиболее успешной из них была комическая опера “Федул с детьми”. Как пишут искусствоведы, в этом жанре “Федул” стал одним из популярнейших произведений своего времени. И можно сказать, что без этой оперы в Москве не было бы Сандуновских бань.
Это возвращает нас к февралю 1791 года - когда Екатерина приехала на премьеру “Федула”. К одной из актрис, Лизе Урановой, приставал важный царский чиновник - и актриса решила искать спасения у императрицы.
Кстати, в этой опере Уранова тоже играла роль девушки, к который пристает знатный вельможа – и она с большим выражением пропела перед Екатериной арию с жалобами на приставания:
“Приезжал ко мне боярин
Из Санктпитера сюда…
Подговаривал с собой,
Серебром меня дарил,
Он и золото сулил”.
А затем Уранова упала на колени с криком “Матушка царица, спаси меня!” - размахивая заранее заготовленной жалобой. Екатерине эта мелодраматическая сцена понравилась, и честь актрисы была спасена.
Уранову обвенчали с ее женихом, актером Силой Сандуновым - и подарком от императрицы стало богатое приданое, в том числе бриллианты. Вот на эти бриллианты в 1808 году и был куплен участок земли в Москве, где вскоре были построены знаменитые Сандуновские бани.
“Федул” –– далеко не единственная литературная работа Екатерины II. Императрица сочиняла либретто для опер и аллегории в псевдонародном стиле - например, сказки “Февей”, “Горе-богатырь Косометович”, “Сказка о царевиче Хлоре”.
Некоторые детали своих сказок императрица затем любила выдавать за действительность – в переписке со знаменитыми французскими философами-просветителями того времени. Например, царевич Хлор попадал в крепостную семью, и там ему накрывали богатый стол - с курицей, рыбой и многим другим:
“Хозяйка с невесткою поставили на стол чашу с простоквашею, с яичницею, блюдо блинов горячих и яиц всмятку, ветчину добрую; положили на стол ситный хлеб, принесли соты и огурцы свежие да клюкву с медом…”
А затем Екатерина изображала это как уже реальность в переписке с Дидро - и сообщала ему: “Русские крестьяне едят каждый день курицу, а некоторые даже предпочитают индейку”.
Екатерина II любила сочинять сказки – и любила шутить над этим. Вот что она писала в своем эссе, опубликованном в 1783 году в одном из столичных журналов:
“Открывается поле для меня и моих товарищей, зараженных болячкою бумагу марать пером обмакнутым в чернила”.
Некоторые историки считают, что Екатерина II планировала написать и произведение по мотивам легенды об Иване Сусанине – в исторических документах сохранились упоминания о том, что она живо интересовалась этим сюжетом. Во время поездок императрицы по стране стали все чаще вспоминать о начале XVII века, о Михаиле, первом царе династии Романовых, которого Сусанин спас от поляков, и это сопровождалось рассуждениями о преемственности власти Екатерины по отношению к Михаилу.
Первого Романова стали называть предком императрицы, а она таким образом провозглашалась наследницей как Петра, так и московских царей. Но Екатерина не завершила процесс превращения Сусанина в национальный символ – это сделал уже ее внук, Николай I.
Николай решил, что в России должна появиться опера в народном духе и в соответствии с официальной идеологией “Православие, самодержавие, народность” - и в качестве сюжета он выбрал как раз историю о Сусанине. Социальный заказ тут же выполнил весьма плодовитый драматург Нестор Кукольник, который сочинил пьесу “Рука Всевышнего отечество спасла”.
Пьеса была с одобрением принята при дворе, причем верховной власти проект настолько понравился, что несколько врагов Кукольника за насмешки в своих журналах над его пьесой поплатились закрытием журналов. И эта же пьеса смертельно рассорила Кукольника с Пушкиным - потому что Пушкину приписывали злую эпиграмму на этот патриотический проект:
“Рука Всевышнего” три чуда совершила:
Отечество спасла,
Поэту ход дала,
Его врагов сгубила.
Николаю I понравился идеологический заряд пьесы – но какое-либо участие Кукольника в проекте создания оперы он отверг, потому что считал его пьяницей и развратником. А сам сюжет был использован в опере, которую заказали Михаилу Глинке. И этот заказ позволил Глинке одержать победу над композитором Алексеем Верстовским, руководителем московских театров, в борьбе за звание главного представителя патриотического направления в музыке.
Верстовского в этой борьбе подвела опера, в который он попытался построить патриотическую конструкцию не на истории, а на современной жизни. Опера называлась “Тоска по родине” – о том, как мучается русский дворянин, который оказался в Испании. Критиков особенно насмешило, как один из персонажей оперы жалуется на свою тоску по квасу, капусте и соленым огурцам. И вот как раз в этот момент появился Глинка со своим Сусаниным – и одержал победу.
Правда, с оперой еще активно поработал Николай I. Он придумал окончательный вариант названия – “Жизнь за царя”. Он распорядился, чтобы польские знамена бросали к ногам победителей. Интересно, что столетие спустя, уже в советские времена, на параде Победы в Москве на Красной площади гитлеровские знамена точно так же бросали к подножию Мавзолея – может быть, это было творческое развитие церемонии, придуманной еще Николаем I?
После всех дополнений и переработок опера была сделана музыкальным символом самодержавия, все ее представления должны были завершаться исполнением гимна “Боже, царя храни”. Опера о Сусанине была выбрана и для особой постановки в 1896 году – по случаю коронации Николая II.
Когда я работал над диссертацией, в Исторической библиотеке в одной из папок архивных документов мне попалась программка как раз той коронационной постановки. Я даже записал тогда меню праздничного обеда, который был напечатан в той программке вместе со списком действующих лиц: “Черепаховый суп, холодное из рябчиков по-суворовски, цыплята на вертелах...”
Опера о Сусанине сохранила привилегированное положение в репертуаре императорских театров и позже коронации Николая II. Но не было забыто и детище Екатерины II - “Федул с детьми”. После ее смерти эта опера на какое-то время исчезла из театров, но в конце XIX века “Федула” опять вернули на большую сцену любители творчества императрицы. И вот теперь мы, возможно, увидим новое возрождение творения Екатерины II.