Радио "Стори FM"
Михаил Осокин: Леонид Ильич в рекламных целях

Михаил Осокин: Леонид Ильич в рекламных целях

Андрей Брежнев – внук генерального секретаря Леонида Брежнева – подал в суд в Новосибирске иск по поводу появления в центральном магазине города рекламы с портретом его деда. 

Внук генсека требует взыскать с местных торговцев компенсацию за обогащение путем  использования в рекламных целях этого портрета и цитаты Брежнева – “Экономика должна быть экономной”.

Но у него нет шансов выиграть это дело, так как по закону защищать право на изображение умершего человека могут его дети и родители - но не внуки. Так что рекламщики могут и дальше использовать образ Брежнева - а его богатая биография позволяет рекламировать очень многое.

Например, власти Ялты рассказами про Брежнева могут иллюстрировать буклеты о местных развлекательных центрах – например на городском пирсе, где генсек любил играть в домино со своими помощниками, и эту веранду на пирсе прозвали тогда “Монте-Козло”. Сейчас там, правда, казино – но и для казино вполне можно оставить то историческое название.

Это же название вполне подходит и к главному корпусу Кремля, где у генсека собиралось его ближайшее окружение. В политбюро была целая команда игроков в домино: кроме Брежнева это был Громыко, Суслов, Кириленко, Подгорный  - и они играли днями напролет. Генерального директора ТАСС Замятина как-то вызвали к Подгорному (тот тогда возглавлял Верховный Совет), Замятин долго ждал, его не принимали - а секретарь все говорил, что Подгорный очень занят. И лишь охранник доверительно шепнул Замятину: “В домино дуется!”

Работники цирка могут использовать для рекламы рассказы о том, как Брежнев любил фокусников. Его любимым эстрадным номером был фокус который показывал Арутюн Акопьян: тот из платка вдруг начинал доставать огромное количество 25-рублевок. Акопяна приглашали на дачу генсека в Барвихе, и Брежнев был  готов смотреть этот фокус по несколько раз подряд - а на одном из представлений он повернулся к другим членом политбюро и сказал: “Давайте сделаем Акопяна министром финансов!”

Такой министр генсеку явно бы пригодился: начался застой, и советскому руководству все труднее становилось сводить концы с концами. Деньги нужны были, чтобы закупать за границей мебель, одежду, обувь  и многое другое - то, что люди добывали в очередях и называли дефицитом.

Дело доходило до того, что была создана, например, даже специальная комиссия по ликвидации дефицита колготок, которую возглавил  секретарь ЦК Иван Капитонов. В документах их тогда еще торжественно называли “чулковые рейтузы”. Советскую продукцию женщины брать упорно отказывались, и отечественным рейтузам умельцы нашли другое применение - в  подпольных цехах шерстяные рейтузы  стали разрезать и делать из штанин шапки-петушки, которые тоже были в дефиците. Начались перебои с продовольствием, и в ответ граждане стали писать на памятниках Ленину стихи:

                 Милый Ленин, открой глазки!

                 Нет ни хлеба, ни колбаски.

Возможно, как раз во время выступлений фокусников, когда из ниоткуда вдруг появлялась куча денег, Брежнев на время отвлекался от этой мрачной реальности.

Использовать цитаты генсека могут не только в цирке, но в театре, например, в МХАТе – если вспомнить, как Брежнев ходил на спектакль о Ленине по пьесе Михаила Шатрова “Так победим”. Брежнев уже страдал деменцией,  постепенно впадая в маразм  – он мог остановиться в Кремле перед зеркалом и с испугом спросить помощника, что это за мужчина в сером костюме так странно смотрит на него сквозь туман. И вот в МХАТе идет спектакль – и вдруг из правительственный ложи раздается голос Брежнева: “Это Ленин. А это Свердлов.  Но они ведь уже умерли”. В МХАТе вполне могли бы использовать эту цитату, чтобы подчеркнуть силу художественных образов,  созданных актерами театра.

А вот как раз фразу, по поводу которой Андрей Брежнев стал судиться с рекламщиками, на самом деле придумал совсем не его дед. Авторство этой фразы принадлежало Александру Бовину, консультанту при ЦК. На генсека работал целый отряд консультантов, которые соревновались в придумывании ярких, запоминающихся фраз для его выступлений. И мне особенно запомнился образ, созданный еще одним консультантом – Сергеем Трапезниковым – чтобы показать стремительное распространение по планете идей коммунизма: “Сегодня Ленина изучают и по Ленину живут в джунглях. Это победа ленинизма”.

фото: из открытых источников

Похожие публикации

  • Михаил Осокин: “Брекке-ке-кекс!”
    Михаил Осокин: “Брекке-ке-кекс!”
    Новый поход против нерусских слов. Министр образования Ольга Васильева пообещала сделать все возможное для того, чтобы в школьных учебниках русского языка было как можно меньше иностранных слов. Васильева говорит, что речь идет о нескольких десятков заимствований, например, “бизнес”, “паркинг” – и она будет добиваться того, чтобы эти слова исчезли.
  • Михаил Осокин: Это мы не проходили...
    Михаил Осокин: Это мы не проходили...
    В Москве объявили кампанию за грамотность – убирают с улиц плакаты с нелепыми ошибками. Позорных опечаток полно - например, у входа на станцию метро установили плакат: “Дабрынинская”. Но еще глупее, пожалуй, выглядела ошибка на дорожном указателе - “улица Льва Толстова”. Получается, что знаменитого писателя звали Лев Толстов.