Радио "Стори FM"
Михаил Осокин: Искусство в вине

Михаил Осокин: Искусство в вине

МХАТ имени Горького начинает новую жизнь: начальство ввело в театре сухой закон. Новый художественный руководитель пригрозил отменять спектакли, если почувствует от актёров хотя бы запах спиртного, и одного актёра уже уволили – из-за рюмки коньяка.

Сам уволенный заявил, что пить перед спектаклем – это нормально. По его словам, так делали Высоцкий, Даль, Папанов, Леонов – и его коллеги по театру: "Непьющих актёров в МХАТе нет". И его слова не кажутся таким уж преувеличением. Когда Михаила Царева, легендарного худрука Малого театра в 70-80-е годы спросили: “Есть хорошие актёры непьющие?” - он ответил: “Ну как… Нет”. Примерно то же говорили и в других театрах, и к списку, который привел уволенный сейчас актёр, можно добавить ещё много фамилий.

У актёров есть традиционные объяснения всему этому. Одни говорят, что коньяк размягчает горло: "Полезно для связок". Другие развивают разные теории о том, что рюмка перед спектаклем раскрепощает фантазию актёра, дает ощущение полета. Наиболее продвинутые цитируют русскую классику – например, роман "Княжна Зизи" известного писателя XIX века Владимира Одоевского: “Отнимите у нас вино, и мы будем хуже китайцев и американцев - холодными, без души”.  

Примерно такие же аргументы приводили и многие другие актёры – начиная ещё с античных времен. В древнем Риме участники вакханалий говорили, что невозможно в трезвом виде представлять эти спектакли о боге виноделия Бахусе и разыгрывать сцены с фаллическими символами - знаками плодородия и начала новой жизни.

В средние века власти и церковь пытались с этим бороться. Но вакханалии продолжались, причем к ужасу священников, культ фаллоса заиграл новыми гранями, соединившись с почитанием некоторых святых. Например, на юге Франции актеры на этих карнавалах перед тем, как употребить вино, омывали им фаллический столп, символизирующий св. Фотина, спасителя от бесплодия. А в итальянском городе Трани ещё в середине XVII века во время карнавала через весь город проносили античную статую Приапа - и вот как это элегантно описывают историки: “Вызывающий уважение символ плодородия доставал статуе до подбородка - "Il santo Membro", как называли его местные жители".

Тем временем эстафету подхватили создатели уже собственно средневекового театра - знаменитой "комедии дель арте". Комедианты играли без текстов, импровизировали – и подпитывали своё вдохновение всё тем же известным нам способом.

Особенно отличались этим те, кто изображал в комедиях слуг – таких персонажей как Педролино, Труффальдино, Бураттино, Бригелла, Тарталья: по ходу спектакля они часто должны были красть вино у хозяина или изображать пьяных. Но старались не отставать и другие персонажи:  Кокодрило, Спаккаструммоло, Панталоне (“Капитан”, “Доктор”, “Старый купец”), и шутили даже, что во время спектакля не пьёт только клоун Пульчинелла - потому что он должен говорить гнусавым голосом, и актёру приходится постоянно держать для этого во рту особое приспособление.

Директора театров постоянно жаловались на пьяных актёров, которые "так таращат глаза и гримасничают, что вид страдающего коликами представлял бы зрелище менее мучительное" - и сохранилось письмо 1627 года герцогу Мантуанскому с жалобой на пьяных гастролёров из Франции: “Презренные фигляры жестикулируют как безумные, этакие галльские Геркулесы с золотыми цепями, они говорят невпопад и искажают сюжет”. Но актёры всех стран и народов продолжали выпивать перед спектаклем, говоря, что так им легче входить в свои роли – и легче разыгрывать друг друга для большего увеселения публики.

Действительно, представлениям с древности сопутствовали розыгрыши – знаменитая и неотъемлемая часть актёрского ремесла. Излюбленный розыгрыш, сохранившийся и в наши дни: актёр вместо чая подаёт партнеру на сцене коньяк. Более замысловатый вариант того же: в театре Армии актёр изображает умирающего командира в Сталинграде и просит принести ему в каске волжской воды – "тогда можно и умирать". Ему в каску налили водку. Актер выпил – и тут же протянул каску обратно со словами: "Ещё!"  

Впрочем, огромное количество розыгрышей обходится без всяких тонизирующих напитков. Актеры любыми способами стараются рассмешить друг друга на сцене и превратить привычное действо в неожиданный экспромт.

На театральном фестивале в Одессе показывают "Грозу" Островского. Катерина, которая по пьесе должна броситься в Волгу, прыгает в оркестровую яму. Но шутники натянули внизу не страховочную сеть, а батут – и актриса вылетает обратно. Снова прыгает - и снова вылетает обратно. Находчивая актриса кричит зрителям: "Не принимает меня матушка Волга!"  

Или вот розыгрыш, чуть не сорвавший спектакль о французских партизанах в одном из московских театров. Молодой актёр играет раненого мальчика, который успел спрятать на груди знамя. Другой партизан начинает расстёгивать ему рубашку со словами: "Мальчик Жан, он спас наш флаг!". И вдруг видит, что знамя лежит в густой рыжей шерсти – шутники наклеили на грудь мальчика бутафорские волосы. У актёра от смеха начинается истерика.

Но иногда розыгрыши вызывали не смех, а совсем другие эмоции - и приводили к нежелательным последствиям. В 50-е годы в Детском театре актёр, который играл Петуха, пообещал на спор пробежать до Кремлевского дворца, на следующий спектакль, не снимая своего сценического костюма. И вот что вспоминал об этой истории Лев Дуров, который тоже работал тогда в Детском театре:

У артиста Молодцова были такие красные ноги с большими желтыми когтями. Ходить в этом наряде он не мог, передвигался по сцене прыжками… И вот картина: здоровенный мужик скачет через Красную площадь, как козел, и при этом с петушиными ногами. Как только он поравнялся с Мавзолеем, его схватили и стали обвинять в шпионаже (только шпионы пересекают границу на копытах!), устроили дознание. Вызвали артистов из Кремлевского дворца, они клялись-клялись, божились, что Молодцов никакой не шпион - и тогда генерал заявил: «Хорошо, я верю, что он не шпион. Но что он бежал на куриных ногах мимо усыпальницы вождя мирового пролетариата, этого я ему простить не могу».

К счастью, сейчас к театральным розыгрышем относятся не так строго. Времена изменились, и у нынешних поколений актёров свои страшные истории о наказаниях - об увольнении за запах спиртного перед спектаклем.




Похожие публикации

  • Михаил Осокин: Атлас для шпиона
    Михаил Осокин: Атлас для шпиона
    Президент Путин поручил правительству создать новый атлас мира, более точный, чем прежние отечественные карты. Как сказано, нужны более современные карты, которые бы учитывали новые географические данные и изменения, происходящие в мире
  • Михаил Осокин:
    Михаил Осокин: "Ave колониям"
    Польша отмечает 150 лет со дня рождения Юзефа Пилсудского. Его там называют отцом современной польской нации, человеком, который собрал страну из частей, ранее входивших в состав Австро-Венгрии, Германии и России. Много говорят о роли Пилсудского в восстановлении независимой Польши после Первой мировой войны. Менее известен другой аспект его политики – попытки превратить Польшу в колониальную державу.
  • Михаил Осокин: Вредная привычка
    Михаил Осокин: Вредная привычка
    На Сицилии в пещере нашли вино, которому 6000 лет. Таким образом эти винные осадки на керамике – самые старые в мире. Получается, что виноградное вино в Италии делали еще в каменный век, в эпоху раннего неолита
Мария Миронова

Basi.jpg

lifestyle.png