Радио "Стори FM"
Лев Рубинштейн: Сон и трепет

Лев Рубинштейн: Сон и трепет

Слово «трепетник» вовсе не от слова «трепетать», то есть бояться, опасаться, дрожать от ужаса. Хотя это первое, что приходит в голову. И не в том смысле следует употреблять это слово, что, мол «трепещите, тираны».

Хотя это и первое, что приходит в голову. Ну, а как еще – время такое.

Однако это про другое. Сейчас, пара-тройка минут терпения!

Россияне, которые постарше, хорошо помнят слово «самиздат». Когда в наши дни произносится это слово, то по умолчанию представляется нечто крамольное, запретное, подпольное или полуподпольное, отчасти даже геройское, выходящее за тесные рамки «разрешенного».

Это более или менее так и есть, разве что только степень героичности была разной.

Но наряду с самиздатом, так сказать, почтенным и респектабельным, за который очень даже можно было «получить» и который впоследствии стал вполне официально издаваться, переиздаваться, трактоваться и исследоваться, существовал самиздат вполне, так сказать, маргинальный, народный, фольклорный, хотя по степени распространенности среди народонаселения он существенно превышал тот, «высокий» и «магистральный».

В 70-е годы, характерные в том числе смутной и слабо оформленной, но властной потребностью к просвещению и знанию, что бы под ними ни подразумевалось, потребностью, усугубленной отчетливым книжным голодом и осенней унылостью обрыдлого советского «культпросвета», необычайной популярностью пользовались перепечатки каких-то лекций, где-то кем-то и для кого прочитанных, кем-то записанных на магнитофонную пленку, кем-то напечатанных на машинке, а кем-то перепечатанных и пущенных в вольное плаванье.

О чем были эти лекции? Моя память сохранила только какие-то мятые листочки со слеповатым шрифтом, где речь шла о неопознанных летающих объектах, и другие листочки, где про индийскую йогу и прочую восточную духовность наподобие «Камасутры».

Отдельную роль играли машинописные листки, имевшие широчайшее хождение среди девушек-старшеклассниц или учащихся профессионально-технических училищ.

Это были сонники. Мне несколько раз удавалось подержать их в руках и даже заглянуть в их, так сказать, содержание.

Эти тексты с их вполне оригинальной поэтикой, с их своеобразной лексикой, фразеологией и синтаксисом, не изменившимися, как мне показалось, с XIX века, с их наивным лиризмом послужили однажды жанровым прототипом к одному из моих поэтических текстов.

Мой давний товарищ, коллекционер всего на свете, зная такую мою тягу к подобной художественной продукции, показал мне однажды недавнее свое приобретение - довольно толстую книгу, напечатанную, кажется, еще в XVIII веке. Книга называлась «Трепетник», и вся она состояла из огромного количества отдельных фраз, каждая из которых начиналась со слов «Аще затрепещет…»

«Аще затрепещет» - это в переводе на современный русский язык значит «если зачешется».

После каждого «затрепещет» следовало наименование той или иной части или точки человеческого тела, а также того или иного внутреннего органа. А после этого – что это, собственно, значит.

Ну, типа - «Если зачешется большой палец левой ноги, то соседская курица забредет на твой огород и потопчет грядку с щавелем». Или, – из другой, как говорится, оперы, - «если зачешется левая ягодица, то к тебе посватается кузнец Митроха из соседнего села». Или, – уже из городской, так сказать жизни, - «аще затрепещет макушка, жди служебных неприятностей».

Ну, и так далее. Книга, в общем, была о том, что у каждого «трепетания» есть свое значение, и не следует чесаться бездумно. Чесаться, где чешется, надо вдумчиво, со смыслом и с осознанием своей причастности к природе и к миру людей.

Я же читал эти самые «аще затрепещет» как чистую поэзию, уже тогда зная, что чистой поэзией способен стать любой текст, если из него решительно и тщательно, - хотя и осторожно, чтобы не повредить малозаметных, но необходимых для поэзии деталей, - выпарить его прикладную, его сугубо служебную функцию.

Почему я вдруг вспомнил и заговорил о сонниках и «трепетниках»?

Я знаю, почему. Могу сказать.

Потому что эти жанры, когда-то игравшие в народном сознании безусловно «мейнстримную» роль, а постепенно ставшие, как это обычно и бывает с отслужившими свое жанрами, полудетским фольклором, вновь обретают свою первоначальную магическую власть или, точнее сказать, правоту. Или - еще точнее, - право на интерпретацию.

Степень сюрреалистичности всего того, что происходит в наши дни в политической или общественной жизни такова, что формулировать свои собственные ощущения в сколько-нибудь рациональных терминах и категориях и посредством исключительно нормативной лексики как-то не очень получается. То есть мы по привычке и по инерции все равно это делаем, но скорее не для того чтобы что-то объяснить, а чтобы, так сказать, не терять в этих обстоятельствах с таким трудом обретенной способности адекватно реагировать на все возрастающую неадекватность всего того, что вокруг нас.

На постоянно возникающий изумленный, но беспомощный в своей безысходной риторичности вопрос «Что сей сон значит?» могли бы дать вполне определенный ответ лишь толкователи снов, грез и видений.

Фрейд Фредом, политология политологией, аналитика аналитикой, исторические параллели историческими параллелями, а припасть время от времени к незамутненным доисторическим и дологическим источникам народной мудрости совершенно необходимо.

Ну, и, конечно, в этой ситуации был бы необычайно актуален, - если бы, конечно, было известно, где его взять, - квалифицированный интерпретатор всех наших «трепетаний», умеющий просто и понятно рассказать о том, что день грядущий нам готовит, если сегодня один из нас левой рукой нервно почесывает мочку правого уха, а другой – правым указательным пальцем – левый безымянный.

Похожие публикации

  • Поздняя любовь
    Поздняя любовь
    "Старая дружба не ржавеет. Старая любовь как раз ржавеет, а дружба - никогда". Виктория Токарева - о своём друге Владимире Войновиче
  • Правила дуракаваляния
    Правила дуракаваляния
    Писатель Андрей Битов уверяет, что никогда в жизни ничего специально не добивался. А всему в своей жизни он обязан очень русскому явлению – лени
  • Поколение непробиваемых
    Поколение непробиваемых
    В каждой семье есть свои правила жизни, фамильные способы выживания. А какие в клане Ширвиндтов передаются из поколения в поколение? Версия Михаила Александровича Ширвиндта