Автор: Диляра Тасбулатова
Каннский кинофестиваль, самый престижный в мире, как известно, все-таки состоялся: вопреки пандемии и, как говорят очевидцы, в атмосфере драконовских мер предосторожности. В прошлом году его отменили: подобный казус случился всего третий раз в истории этого смотра.
…Канны закрывались три раза: первый раз из-за Второй мировой, второй – из-за событий 68-го года, третий – из-за пандемии, так что ковид смело можно приравнять к войне или революции. Здесь редко изменяют себе и то, что в этом году Франция все же решилась не отменять фестиваль, равносильно чуть ли не подвигу.
Президент жюри Спайк Ли
Ежедневные проверки на антитела, сложность с получением билетов (у каждого должно быть свое место – если что, администрация знает, кому вызывать Скорую) и непризнание нашей вакцины сильно осложнило присутствие здесь России: одного режиссера даже пытались посадить на карантин. Попасть в Канны в этом году было затруднительно и для журналистов: коллеги, отчаянные головы, прорывались сюда всеми правдами и неправдами – ведь вплоть до начала фестиваля было неясно, не задержат ли их на границе.
…Уже известно, что главное золото отхватила женщина, Жюли Дюкорно, за фильм «Титан», повесть о некой девушке с титановой пластиной в голове (!), развлекающейся убийствами и совокупляющейся с …автомобилями (представляю, что даже этот краткий пересказ может довести до обморока людей традиционных ценностей). Как пишут обозреватели, такого скандального решения не было уже почти тридцать лет, со времен победы Тарантино за «Криминальное чтиво» (а еще раньше – «Таксиста» Скорсезе) - очевидно, насилие постепенно перестает шокировать, как и ежедневные новости о чудовищных преступлениях, геноциде, военной агрессии и пр. Мир сошел с ума – и, судя по всему, режиссерка Жюли Дюкорно тоньше других чувствует конец цивилизации: недаром вручение ей главной награды сопровождалось бурными овациями (хотя кое-кто пишет, что на просмотре случались натуральные обмороки).
Шон Пенн
В этом году произошло еще кое-что из разряда нелепостей: призы почему-то стали развиваться и множиться (жюри, очевидно, никак не могло прийти к верному решению), из-за чего великий тайский режиссер Вирасетакун разделил приз с весьма неудачной картиной, а финский режиссер Юхо Куосманен – с Асгаром Фархади, который работает все хуже и хуже.
Зато, причем совершенно неожиданно (Россия давно вышла из моды) прозвучало российское кино: «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, который присутствовал в Каннах виртуально, получили награду за операторскую работу, а Кира Коваленко из Северного Кавказа получила главный приз программы «Особый взгляд».
Мэтт Деймон
Очевидцы говорят, что фестиваль эпохи пандемии, эдакий «пир во время чумы» удался на славу: победа радикальной картины, да еще и снятой женщиной, действительно важный шаг – судя по всему, главный приз достался Жюли Дюкорно не из-за соображений «политкорректности» и благодаря фем-оптике, а вполне справедливо: один пересказ сюжета повергает в дрожь. То что надо – как говорит продвинутая молодежь, сколько можно награждать унылых пожилых классиков, пора сделать и Канны радикальным фестивалем.
С другой стороны, те же очевидцы аттестуют Канн-2021 как довольно ровный, без особых открытий и новых имен. И новых эстетических открытий (если не считать фильм победительницы, чей эпатаж может быть явлением маргинальным).
Катрин Денев
Вполне возможно, что это – очередная остановка на пути фестивального движения в целом: что-то меняется, и время перемен буквально разлито в воздухе. Куда это приведет – к полной катастрофе, социальной, гуманитарной и эстетической, или, наоборот, означает смену парадигмы, причем в лучшую сторону, пока непонятно.
Фото: Катерина Слипченко