Радио "Стори FM"
Диляра Тасбулатова: У всех свои недостатки

Диляра Тасбулатова: У всех свои недостатки

В конкурсе Московского международного кинофестиваля участвует норвежская картина «Он» женщины-режиссера Гуро Бруусгорд. Тот самый случай, когда пол имеет значение.

Что режиссер – женщина (или, как сейчас говорят, а в программе ММКФ так и написано – РЕЖИССЕРКА) в данном случае особенно интересно. Ибо фильм как раз высмеивает новые гендерные приоритеты, а заодно и свежую тенденцию повсеместного попрания здравого смысла.

«Он» состоит из трех пересекающихся между собой новелл – о режиссере, которому отказали в финансировании проекта о Фритьофе Нансене, потому что он мужчина (и Нансен, и режиссер, и даже сценарист – все они мужчины, большие и белые, такое вот несчастье); о мальчике, живущем в мире полнейшего равнодушия с так называемой «токсичной» матерью; и, наконец, о безработном шантажисте, озлобленном на весь мир и уже готовом на преступление от полной безысходности.

Фру (так ведь по-норвежски обращаются к женщинам?) Бруусгорд, режиссер(ка) этого фильма – отчаянная девушка, ни дать ни взять сорвиголова: пойти против трендов, возвысив голос разума среди этой порядком осточертевшей социальной вакханалии – это, товарищи, дорогого стоит. Проблемы, видимо, ей обеспечены: да и кто, спрашивается, дал денег на такой фильм (вот на проект о Нансене не дали, и правильно сделали), кто посмел поднять руку и на правящий класс, то бишь на нас с вами, женщин? Безобразие. Что это за пародия на общество фундаментальных свобод, зашоренность, отсутствие юмора, гибкости, игры ума? Да и на всё остальное? На чудовищную заорганизованность, где вместо полноты бытия – режим дня, вместо живого общения – проговаривание общих мест, трендов; вместо материнской любви – месть за неудавшуюся жизнь, а вместо отцовской – чтение нотаций и прочих моралите, скуловоротных прописных истин. 

Прямо-таки звягинцевская «Нелюбовь», только нелюбовь по-европейски сдержанная, без мата и скандалов, что, впрочем, ничем не лучше. Если у Звягинцева – открытая агрессия, то здесь – латентная, эти тихие европейские бесы затаились, НО того и гляди вырвутся наружу.

Вы скажете, мол, кто бы говорил – взгляни окрест, чтобы душа страданиями человеческими исполнена стала: да кто ж спорит-то? Громкий ад, наверно, хуже, чем тихий, но фру Бруусгорд говорит о своей жизни и своей стране – никто не сравнивает мелкий жемчуг и жидкий суп, это фильм не о пресыщенности, а о разрыве человеческих связей. О том, что цивилизация, даже на таком высоком уровне, как в Норвегии, не может сделать человека счастливым - оговорюсь еще раз (так сказать, во избежание), что и сама двумя руками за ее достижения, беспредел третьих стран еще хуже.

В своем роде фру Бруусгорд (или фрекен? Не знаю, замужем она или нет) демонстрирует нам конец цивилизации: этот норвежский рай, расчисленный, тошнотворно правильный, пунктуальный, изнурительно вежливый, политически корректный, толерантный, формально защищающий права малых сих, тоже источает  миазмы внутреннего фашизма.

Как говаривал старина Мюллер – на свете нет иного пути кроме национал-социализма: ну или развитОго капитализма с приметами Оруэлла-наоборот. С теми самыми, что описала Гуро Бруусгорд, сорокатрехлетняя выпускница Гетёборгского факультета режиссуры, чья фильмография пока что насчитывает три короткометражки и полнометражный дебют «Он», участник конкурса ММКФ.

…Как когда-то у Зайдля в «Собачьей жаре», его игровом дебюте, агрессия персонажей постоянно балансирует на опасной грани, вот-вот рискуя выплеснуться, так и не выплеснувшись – так и здесь, мастерство автора (авторши, хехе) состоит как раз в том, что она не делает резких движений. Эмил (тот самый безработный), преследуя девицу, не успеет ее схватить, хотя гонится за ней с явно дурными намерениями; мамаша сложного ребенка, расправившись с несчастной училкой, посмевшей сделать замечание ее отпрыску, закатывает садистскую истерику уже своему чаду, явно тяготясь родительскими обязанностями; режиссер Петер, потерявший финансирование, грубо выгоняет своих гостей, надоевших ему тоскливыми разговорами о том, что хорошо бы Нансену быть …женщиной. И вообще хорошо бы быть всем женщинами, даже мужчинам. Мизогинии даже в оговорках мы не допустим, фаллократы – на выход.

Но в отличие от Зайдля, чья ненависть к своим соотечественникам, австрийским обывателям, доходит до прямой сатиры, норвежка Гуро слегка разбавляет свой густой замес изящной иронией. Ледяной мир Северной Европы, эти новоявленные сумерки Богов в ее интерпретации звучат не так апокалиптически, как у Бергмана или, скажем, Гамсуна. И даже не так величаво, как у Сигрид Унсет, с ее прозрачной честностью и поисками женской идентификации. Гуро Бруусгорд, скорее, прячет за иронией мизантропию, но кто, скажите по совести, из северян – не мизантроп?
Забавно, что соотечественница Гуро, нобелевская лауреатка Сигрид Унсет, писала об идентификации женщин в начале прошлого века, когда мы были почти бесправны, Гуро Бруусгорд, будто завершая столетний сюжет «эмансипации», снимает фильм о бесправии мужчин. Как говорит герой ее фильма, режиссер Петер: «И это женское высокомерие! Если ты мужчина, значит, не человек!».

Конечно, не человек, одно на уме. Два, как говорит один мой интеллектуальный приятель – выпить и пожрать. И даже три – давить на всех подряд своим мужским величием и наличием того органа, который, как говорят психологи, есть предмет нашей женской зависти.

…Это я не для оживляжа пишу, заканчивая рецензию – мне просто пришло в голову, что фильм отчаянной норвежки Гуро – в том числе и о комплексе кастрации. О нашей зависти к члену. Не поймите превратно – есть теории и о мужской зависти к нашей фертильности.

Как говорится в финале одного прелестного фильма – у всех свои недостатки. Или, если на языке оригинала - no one is perfect. 

фото: кадр из фильма "Он", пресс-служба ММКФ

Похожие публикации

  • Диляра Тасбулатова: Памяти Коржавина
    Диляра Тасбулатова: Памяти Коржавина
    Два года назад умер Эмка, как его звали друзья, или Нёма, Коржавин. Замечательный был человек, чистый, как слеза, хотя вредный – Довлатов много пишет об этом. Когда он умер, я написала рассказ-воспоминание, как видела его в «Новой газете», где я тогда работала.
  • Диляра Тасбулатова: Теплоход «Пушкин»
    Диляра Тасбулатова: Теплоход «Пушкин»
    Сегодня, 6 июня, день рождения великого поэта А.С. Пушкина, «нашего всего». Не являясь пушкинистами (в нашей маленькой редакции ни одного такого не обнаружилось), мы решили отпраздновать этот важный для всякого русскоязычного человека день, опубликовав рассказ нашего автора. Не впадая, так сказать, в академический тон.
  • Диляра Тасбулатова: Жестокие эстонцы
    Диляра Тасбулатова: Жестокие эстонцы
    Мы продолжаем публиковать смешные рассказы нашего автора Диляры Тасбулатовой о знаменитостях, с которыми свела ее жизнь – это истории именно что забавные, потому что и известные люди могут представать в смешном свете