Радио "Стори FM"
Диляра Тасбулатова: Тэгни меня

Диляра Тасбулатова: Тэгни меня

Завтра объявят победителей ММКФ. Мы отметили несколько фильмов фестиваля – в этом году, кстати, довольно успешного, несмотря на пандемию, шахматную рассадку в залах и прочие неудобства.

Кроме всего прочего, ММКФ стал менее академичным: лет эдак 20 назад фильм с интересным названием «#Засранка» (тэг здесь неслучаен, корректор, нажми на тормоза) вряд ли бы попал в основной конкурс фестиваля столь высокодуховной страны, как Россия. Сочли бы, наверно, явлением маргинального порядка - в аккурат для программы студенческого смотра где-нибудь в провинции и исключительно для ознакомления с новейшими тенденциями новой поросли румынской режиссуры.

Правда, за тридцатилетним Андреем Хуцуляком, автором этой картины, стоит авторитет прославленной румынской школы, побеждавшей и в Каннах, да и где только не побеждавшей. Имена молодых кинематографистов этой страны, еще недавно провинциальной, уже вписаны в историю кино - как говорится, золотом по мрамору. Что, кстати, вполне справедливо, именно румыны обновили язык кино, подняв социальные проблемы посттоталитарного общества на высокий художественный уровень. Один Порумбою чего стоит, или, скажем, Мунджу, еще молодые, но уже живые классики.

Хуцуляк же, судя по всему – нечто совсем новое, хотя и у него проглядывают родовые черты румынской школы с ее мизантропией и, что называется, «моральным беспокойством». Однако мрачные наблюдения над человеческой природой здесь сдобрены такой убийственной иронией, что уже не знаешь, плакать или смеяться.

Сюжет «#Засранки», казалось бы, прост как мычание: некая собака, извините, обкакалась в вагоне метро, хозяйка же убирать отказалась, а случайный пассажир снял на телефон это малозначительное событие, тут же выложив в Сеть. В Сети мгновенно началась травля (как сейчас говорят – буллинг) несчастной тетки, наотрез отказавшейся подбирать продукты жизнедеятельности своего любимца. Вот, собственно, и всё, сюжет вроде бы немудрящий, трагедия на пустом месте, возникшая из безделицы, чепухи, казуса.

8136.jpg
Кадр из фильма «#Засранка»
И вот тут Хуцуляк, не хуже сетевых говнюков, сутками протирающих последние штаны в Интернете, всех этих ботов и троллей, начинает измываться не только над этой многомиллионной бандой, способной свести в могилу кого угодно, но и заодно над так называемой демократией пост-тоталитарной Румынии. А если шире – и над демократией европейской, да над какой угодно, где во главе угла стоит массовый человек, молекула толпы, к тому же - аноним, строчащий в сетях, без лица, голоса и, возможно, тела. Поручик Киже, фигуры не имеющий, тень на бумаге, сиречь экране, ничтожество, вырастающее до коллективного Большого Брата, который следит за вами неустанно. Он и есть, и его нет, он соткан из тонких проводов новых технологий – коллективный монстр-моралист, виртуал, влияющий на реальных законников, начальство, телевидение и прочие масс-медиа. И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир – вот на чем, упреждает нас Хуцуляк, автор фильма, вертится мир.

Хозяйку собаки, под влиянием виртуальной общественности, выгонят с работы, к тому же вызовут на допрос в полицию, начнут преследовать, пинать и осыпать оскорблениями – такое впечатление, что стране больше нечем заняться, как всенародно обсуждать неубранное вовремя собачье говно. В городе даже пройдут митинги – против говенного, извините, «беспредела» в метро, блогеры посвятят событию тысячи твитов и постов, а в Фейсбуке доброжелатели откроют страницу под названием #ЗАСРАНКА.

Некий художник-авангардист в розовых брюках, который, конечно же, за все хорошее против всего плохого, откроет продвинутую выставку, где в сложенных почти до потолка брусках концептуально ощущается запах говна, а посередине, пока еще прикрытый простыней, возвышается памятник героя нашего времени – г-на N, совершившего подвиг, равного которому не было в истории человечества, то есть наклонившегося и мужественно собравшего в кулек собачье говно.

8142.jpg
Кадр из фильма «#Засранка»

Убийственно, просто Свифт какой-то, браво.

И, как сейчас водится, во всех этих общественных движениях типа metoo и прочих, вроде оскорблениях чувств всех подряд, от верующих до толстых (я уж не говорю о толстых верующих, сама к ним принадлежу), горизонтально и альтернативно одаренных, - во всей этой, в общем, вакханалии простому человеку пойти некуда-с. Остается удавиться – ну и давись, кому какое дело, кому ты сдался, все заняты наведением нового порядка, орднунга (ничего не напоминает?).

Ну а если серьезно, это ведь опять – о внутреннем фашизме, прячущемся под новой маской защиты униженных и оскорбленных: в фильме даже есть эпизод, когда хозяйку собаки обвинят в «унижении» своего питомца, которому «пришлось» оправиться перед изумленной публикой. Ха-ха.

Смешно, да. Но и страшно. Эдакая комедия строгого режима, поднадзорная жизнь, цифровой лагерь, шаг в сторону – расстрел.

Фильм, говорят, основан на реальных событиях, когда против кучки неубранного собачьего говна поднялась вся страна – дело вроде произошло в Южной Корее.

Ну и на закуску офтоп – лично я как-то подверглась нешуточной травле, даже и не единожды. Собаки у меня нет, там вопрос был не в говне, а в спасении жизни извините, человека, которого мне как раз и помешали спасти. А совсем недавно накрыла еще одна волна – как реакция на документальный рассказ о том, что жене надоел секс с мужем, которого она отвергает и просит его взять вторую жену (событие я не комментировала, просто рассказала всё как есть). Так вот, последовали тысячи комментариев, что я оправдываю ...изнасилования. С работы пока, правда, не погнали, обошлись самодеятельным булингом.

Но то ли еще будет, готовьтесь. Общественность всегда на страже – хоть в Румынии, хоть в Америке, хоть в России. Выход вроде как есть: молчать. Но тогда, видимо, обвинят в оскорблении чувств говорящих – отмалчиваться, видимо, тоже намеренное хамство.

…Я часто цитирую Ортега-и-Гассета с его «Восстанием масс» - он, как и Оруэлл, предвидел этот нынешний бунт среднего человека, страшного в своем агрессивном идиотизме.     

фото: личный архив автора; предоставлены пресс-службой ММКФ              

Похожие публикации

  • Диляра Тасбулатова: У всех свои недостатки
    Диляра Тасбулатова: У всех свои недостатки
    В конкурсе Московского международного кинофестиваля участвует норвежская картина «Он» женщины-режиссера Гуро Бруусгорд. Тот самый случай, когда пол имеет значение
  • Диляра Тасбулатова: Памяти Коржавина
    Диляра Тасбулатова: Памяти Коржавина
    Два года назад умер Эмка, как его звали друзья, или Нёма, Коржавин. Замечательный был человек, чистый, как слеза, хотя вредный – Довлатов много пишет об этом. Когда он умер, я написала рассказ-воспоминание, как видела его в «Новой газете», где я тогда работала.
  • Диляра Тасбулатова: Теплоход «Пушкин»
    Диляра Тасбулатова: Теплоход «Пушкин»
    Сегодня, 6 июня, день рождения великого поэта А.С. Пушкина, «нашего всего». Не являясь пушкинистами (в нашей маленькой редакции ни одного такого не обнаружилось), мы решили отпраздновать этот важный для всякого русскоязычного человека день, опубликовав рассказ нашего автора. Не впадая, так сказать, в академический тон.