Радио "Стори FM"
Диляра Тасбулатова: Смотрите вверх!

Диляра Тасбулатова: Смотрите вверх!

Стриминговая платформа Нетфликс сразу после Нового года сделала подарок, что называется, «со смыслом», зрителям всего мира, включая русскоязычную аудиторию, выпустив фильм «Не смотри наверх». Быстро набирающем популярность ввиду своей актуальности.

Приказ не смотреть наверх (правильнее было бы перевести «вверх», но ладно, мы же не английские филологи, перебьемся), откуда летит чудовищных размеров комета, способная уничтожить Землю, исходит от президентши США в карикатурном исполнении мегазвезды Мерил Стрип. Видимо, завершающей свою блистательную карьеру ролью Трампа в юбке. Хотя, может, до завершения еще далеко: Стрип, здесь похожая на сильно отгламуренную тетку, намалеванную как молодящаяся парикмахерша откуда-нибудь из российской глубинки, в реальной жизни всегда хороша – во всяком случае была таковой и в шестьдесят, да и постарше - тоже. Естественная, улыбчивая, искренняя, всегда благорасположенная, без малейшей спеси, интеллигентная, как актриса - высокотехничная, она давно переживала, что ей часто достаются либо респектабельные, либо трагические роли: ей хотелось бурлеска, и она его получила. Уже не в первый раз, но именно эта роль, президентши, всем бурлескам бурлеск, цирк с конями, вплоть до безвкусицы и переигрывания: эдакая «Большая разница» с Нонной Гришаевой (тоже хорошая актриса, не спорю, но больше для коротких скетчей), где великая Мерил нещадно кривляется (она, как легко догадаться, антитрампистка).

1.jpg
Кадр из фильма «Не смотри наверх»

А посмеяться здесь есть над чем. Не без горечи, правда, сквозь слезы. Над кем смеетесь, над собой смеетесь, известное дело – мир на грани катастрофы, но люди, как водится, решают свои мелкие делишки: мадам президентше, например, нужно остаться в своем кресле и поднять свой пошатнувшийся рейтинг, ей не до кометы, которая уничтожит планету через полгода и пару недель. Точное время ей назовут ученые, некий Рэндал Минди (Ди Каприо) и его ассистентка Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс), углядевшие Апокалипсис в свои мегателескопы, дающие отражение на громадный компьютер. Прорвавшись в Белый дом, они просят выступить в программе новостей, предупредив весь мир о грядущем, и заодно доходчиво донести до начальства, каким образом нейтрализовать комету на подходе, то есть раздробить мощными взрывами ядерных боеголовок. Ну а чем же еще: высвобожденный атом, вершина научной мысли, уже принесший много неприятностей человечеству, должен наконец послужить благой цели.

Вроде все предельно ясно: время на подготовку есть, комета прилетит не завтра, хотя уже в пути, мобилизуемся, учитывая военную мощь Соединенных Штатов, где ядерного оружия пруд пруди, которое наконец-то пригодится. Всем, однако, наплевать: президентша приказывает молчать, ассистентку Дибиаски изолируют, обвинив в разглашении гостайны, профессора Рэндела пытаются купить, для чего телеведущая (Кейт Бланшетт) заводит с ним интрижку, чтобы обезопасить (чем же еще можно отвлечь от мрачных мыслей малоопытного в любовных делах очкарика-ученого, как не изысканным развратом) и так далее. Эта телезвезда, пародия на ведущих, скажем, Оскара, похожих на Барби и Кена, приглаженных и припомаженных до пластмассового состояния, фальшивая до омерзения, постоянно шутит в эфире – на пару с чернокожим парнем, соведущим, тоже отгламуренным донельзя и отпускающим плоские остроты по сорок штук за минуту, стараясь заболтать проблему, пока профессор наконец не взорвется. Поначалу купленный властями (даже не за деньги, просто по слабости характера и под влиянием любовницы) он в конце концов осознаёт, что им всем конец и кричит в эфире: люди, опомнитесь! Новости об Апокалипсисе тем не менее ставят вперемежку с любовной ссорой двух поп-певцов, которые помирятся в прямом эфире: как выяснится, для Америки их отношения поважнее самой жизни на земле.

Какой-то порноскандал, в котором замешана президентша, все-таки вернет ее к настоящим проблемам: но не потому что она боится (погибнут-то все, чем они там думают?), а потому, что это может поднять ее рейтинг как спасительницы нации и даже планеты, несмотря на позорные похождения на старости лет.  

2.jpg
Кадр из фильма «Не смотри наверх»

И вот тут в дело вступает некий супермиллиардер, вторая строчка в рейтинге Форбс, оттого и самоуверенный, как Господь Бог, не меньше. Властитель мировых судеб, вообразивший себя богоравным, и вещающий тонким глухим голоском клинического идиота, что, мол, комета состоит из таких металлов, которые стоят триллионы: надо, мол, по совету двух подвинутых нобелиантов, такого-то и такого-то, развалить комету, но до конца не уничтожить, для чего эти великие умы и разработали новое стратегическое оружие. Президентша – под одобрение всей страны (ну, пропаганда же работает не просто так) тут же меняет стратегию, и мир, чего и следовало ожидать, катится в бездну. Комета уже близко, наверх лучше не смотреть: вообще лучше никогда не замечать, что у тебя под боком строят концлагеря, что власть сошла с ума, что мелкий начальник ворует, не говоря уже о крупном, что все погрязли во лжи и коррупции, что больницы закрывают, что экономика падает и пр. В телике же все нормально, правда? Телеведущие вам покажут картинку полного благорастворения воздусей, там рожь колосится, здесь план перевыполняется процентов эдак на триста, пенсия возросла аж на два процента, все идет как надо.  

Какой еще Апокалипсис, сдурели? Бузова (или рэпер N, американский ли, российский ли, да хоть камбоджийский, всюду одно и то же) помирился со своей пассией, а Водонаева (ну хорошо, Агилера,  знать их всех не знаю и знать не хочу) явилась в платье от Веры Вонг на party или пообедала голая с женихом (фото прилагаются). Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал.

3.jpg
Кадр из фильма «Не смотри наверх»

Кто это, не помню, сказал: мир погибнет под общие аплодисменты. Вышел клоун и сообщил, что театр горит, ему похлопали и никто не сдвинулся с места.  Режиссер фильма, Адам МакКей, сделав далеко несовершенный фильм, тем не менее сумел нащупать болевые точки современной цивилизации, неожиданно, вроде как в шутку, поставив диагноз и так называемому массовому человеку, и олигархату, сконцентрировавшему весь мировой капитал в одних руках. Причем и левая идея тоже себя изжила: электорат с этими его соцсетями, то есть реальной демократией, как выяснилось, не дает никакой защиты – и потому, что управляем большим капиталом, навязывающим при помощи рекламы свои приоритеты, и потому, что самоорганизуется по принципу броуновского движения. Хаотичного и безмозглого – впрочем, точно также безмозглы и те, кто владеет подлинной информацией. «Новый человек», снабженный гаджетами, а в недалеком будущем способный (внимание), контролировать и свое подсознание, неспособен, как выяснилось, и сознание-то привести в порядок.

Фильм, собственно, об этом: о конце цивилизации, которая, впрочем, и начиналась-то так себе, удивительно, что вообще устояла. Праведница и праведник, профессор и его ассистентка, новые спасители человечества, услышаны не будут – как, собственно, не услышали, скажем, Христа (вы уж извините за такое кощунственное сравнение). «Наверх» или «вверх» (а ведь это емкий образ) никто не смотрит, можно и не волноваться, все мы, как свиньи в поисках желудей, всё вниз норовим, под ноги пялиться. Свинья-то, бедная, не виновата, у нее так шея устроена, что вверх голову не задерешь, только когда, господи прости, беднягу режут, положив на спину.

Вот и мы – пока жареный петух не клюнет кое-куда (а когда клюнул, будет поздно), только тогда обратим свой взор к небесам, возопив – боже, за что ты лишил меня разума? Зачем я слушал этих манипуляторов, банду идиотов, купившись на патриотические лозунги о величии (в данном случае Америки, но название страны можно менять, подставьте другую, разрешаю), на то, что, мол, всё под контролем? Отчего мы как дети малые, которым нужна нянька, коновод, руководитель, «любимый», как в Северной Корее говорят, вождь, освобождающий меня от личной ответственности? Комета, сиречь кара божья, не разбирает, кто богатый, а кто бедный, хотя богатые доберутся до своего неболёта и бросят Землю вместе с ее обитателями на произвол судьбы.

Кто не видел фильма, досмотрите до самого победного: там и после финальных титров МакКей выдаст кое-что. Сатирически закончив свой рассказ  очередной похвалой глупости. 

фото: Shutterstock/FOTODOM (на фото: Дженнифер Лоуренс, Леонардо Ди Каприо, Мерил Стрип, Джона Хилл и режиссер Адам Маккей, декабрь 2021 года); kinopoisk.ru

Похожие публикации