Радио "Стори FM"
Скамейка в Табакерке

Скамейка в Табакерке

«Ты пойми, Вера, – назидательно провозглашает герой пьесы Гельмана «Скамейка», - мы два взрослых человека, каждый прожил целую жизнь — и вдруг встретились! В таких случаях не бывает все гладко». Тривиальная история, многократно разыгранная лучшими театрами мира, поставлена на сей раз на легендарной сцене театра-студии Табакова на улице Чаплыгина.

После спектакля во внутреннем дворике толпится народ с зонтами и скомканными программками. Зачем мы  по-прежнему покупаем эти малоинформативные буклеты с плохого качества фотографиями, когда все сведения можно найти в собственном телефоне…? Видно живет  еще среди нынешней публики тот самый страждущий театрал, которого Гоголь вывел в Театральном разъезде: «Я не буду теперь утверждать, есть ли в пьесе завязка или нет. Я скажу только, что вообще ищут частной завязки и не хотят видеть общей. Люди простодушно привыкли уж к этим беспрестанным любовникам, без женитьбы которых никак не может окончиться пьеса».

Хочу всех успокоить. Женитьбы не будет. Все сложится точно по тексту знаменитой «Скамейки» А. Гельмана, на которой оттачивали свое мастерство лучшие актеры бескрайней нашей родины и  за ее рубежами. Все помнят искрометный дуэт О.Табакова и Т.Дорониной. Полюбился завсегдатаям и ленинградский ансамбль Веры Быковой и Николая Лаврова - отца нынешнего исполнителя главной роли  Федора Лаврова.

При всем уважении к А.Гельману как мастеру плести  универсальную драматургическую канву, по которой вышивать могут самые изысканные  узоры мастера большие и поменьше, напомню, что стилистика прозы Гельмана – все же социалистический реализм хоть и с человеческим лицом. При всем уважении к историям о схватках Александра Гельмана и Олега Евремова с министерской цензурой… надо понимать, что мы имеем дело с материалом, созданным по канонам искусства, призванного согласовывать свое художественное выражение с принятыми в обществе за образец идеологическими темами. То есть «Скамейка» Гельмана  все же предполагает некую нравоучительность и морализаторство. Смеемся мы или плачем над собой ли, над героями, в глубине души должно зреть представление о том,  какими людьми необходимо быть, чтобы в светлое будущее с чистой совестью отправиться.

Так вот. В театральной работе популярного кинорежиссёра, сценариста и продюсера Алексея Мурадова  ничего подобного нет.  Спектакль на сцене табаковского подвала скорее похож на представление разъездного балаганного театра, где Петрушка и Коломбина разыгрывают перед нами смешную и трогательную историю про несостоявшуюся любовь, глупость и обман. Пьеро тут нет, его функции влюбленного страдальца берут на себя по очереди то Он, то Она. Она готова полюбить  его, а он любит кого? Несмотря на склонность к мошенничеству Юру-Колю-Алексея в исполнении Лаврова невозможно считать негодяем. Кажется, не сам герой, а какая-то сторонняя сила ведет обаятельного бедолагу по жизни, заставляя постоянно выкручиваться и приспосабливаться в поисках подходящего ночлега и нежной привязанности. 

skameyka.jpg

Однако кукловода или фокусника с твердой режиссерской рукой, дергающего марионеток  за веревочки, обнаружить не просто. Тонкое кинематографическое чутье подсказывает авторам идеальные решения. На сцене выстроена простая конструкция, напоминающая убегающую  вдаль   киноленту с перфорированными краями, обрамленными лампочками накаливания – своего рода символ уходящей эпохи показных нравов и заказных истин.  

Художники спектакля (Е.Татарская и  А.Бендюк ) ограничились многозначительными вывесками: Гастроном, Трамвай, Автобус, напоминающих нам о совдеповских реалиях , но вовсе эти реалии не идеализирующие.  Ничто не мешает артисту МХТ им.Чехова Федору Лаврову играть так достоверно, что кажется, мы видим на сцене не актера, а соседа-пьяницу и балагура, которого ежедневно встречаем во дворе, лифте или на лестничной площадке. И на контрасте с абсолютной растворенностью Лаврова в предлагаемых обстоятельствах,  фарсовая манера Наташи Швец создает потрясающий дуэт, обнажающий всю подноготную своих персонажей, не оставляющей камня на камне от искусственно выведенной морали, так и не давшей людям четких нравственных ориентиров.

Громко звучит мелодия, подхваченная на танцплощадках 80-ых. Герои встречаются на лавочке в Парке культуры и отдыха имени легендарного идеолога продразверстки Александра Дмитриевича Цюрупы. Нарядная, с белым воротничком, в зазывных красных туфельках Вера отчаянно крутит бедрами и всеми силами старается поднять настроение себе и Ему, спешно выбирающему «невесту на ночь». Музыка стихает. Занавес поднят. Представление начинается.  Мужчина залихватски врет о себе, сочиняет все новые легенды. Она пытается вывести Его на чистую воду, но как же сделать это без обмана? 

Герои - люди средних лет, с упоением врут друг другу.  Диалог оборвется лишь тогда, когда квартирный вопрос окажется практически решенным. Но чем закончится случайное знакомство,  предстоит определить зрителю. Виртуальный занавес опускается. На сцене появляются актеры в элегантных концертных костюмах (художник О. Лукина), словно напоминая нам о том, что романтическая история, списанная с нашей жизни, – всего лишь шоу, плод работы нашего воображения и результат высокого мастерства актеров и всех создателей спектакля.

Автор: Наталия Смирнова-Гриневич

Merkel.jpg

redmond.gif


blum.png