Радио "Стори FM"
Navka.jpg

nasonpearl.jpg honor 2.jpg

Филиппо Томмазо Маринетти «Как соблазняют женщин. Кухня футуриста»

Филиппо Томмазо Маринетти «Как соблазняют женщин. Кухня футуриста»

В издательстве «Текст» вышла книга «Как соблазняют женщин. Кухня футуриста» - ясное и бескомпромиссное выражение того, что представляет собой итальянский футуризм и его предводитель Филиппо Томмазо Маринетти.

mobile_high-2s5.jpg

Эта небольшая книга составлена из главок, посвященных соблазнению женщин с примерами любовных похождений самого Маринетти – чувственного итальянца, в остроумной литературной игре описывающего реалии и принципы своего времени.

Самодовольный любовник Маринетти – это, в первую очередь, самодовольный художник Маринетти, осваивающий новые пространства для эксперимента. Его язык великолепен, бодр и в то же время поэтичен, он ведет читателя за собой, подчиняя его сознание невообразимой динамике смыслов. Маринетти, как и Маяковский, уверенно предводительствует авангардному искусству, которое, кстати заметить, даже свое название берет из сферы войны (это «передовое формирование в вооруженных силах, которое выдвигается вперёд по движению войска или флота»).

Доверять названию книги, конечно, не стоит – авангардисты славятся чем угодно, но только не однозначным эстетическим высказыванием. Маринетти создавал грандиозный художественный проект, в котором «соблазнение» важно не само по себе, а как часть общего стремления к обладанию дарами будущего, страсти к завоеванию – и дело тут вовсе не в пикапе. Как и любой другой футурист, он стремится скандализировать публику и читателя, вывернуть привычное наизанку и подорвать общепринятые условности - в чем и преуспевает. Книга «Как соблазняют женщин» - один из тех взрывных гимнов футуризму и всему тому, что с этим направлением связывает Маринетти: бешеной скорости, пытающейся нагнать новый век, войне (в любой из существующих сфер), злому напору и цинизму, бесстрашию и нонконформизму.

Футуризм поклоняется перед машинами и прогрессом, и эти идолы нового века становятся и новыми способами возбуждения женщин, новым оружием в борьбе за любовь: «Женщине с ее вековыми привычками домохозяйки суждено было обрести в стремительной автомобильной скорости сильнейший афродизиак». 


За машиной – будущее, машина – объект сильного в том числе эротического желания, поэтому соблазнителю нового века нужно это учитывать    



Соблазнение у Маринетти всегда молниеносно и стремительно, как прогресс, напористо, как поезд, а мужчина силен и мужественен, как солдат.

При всем новаторском пафосе футуризму чужд пафос стилистический, место которого занимает «великий футуристический смех», не приемлющий чопорности и холодности, убивающий всякую фальшь. Футуристу как провозвестнику будущего свойственно показное самовосхваление, граничащее с самоиронией – смесь качеств, устраняющая противника. 

Война в этой книге разыгрывается на любовно фронте, а «победа» над женщиной - причем победа не абстрактная, а победа конкретного Маринетти над конкретной женщиной – это каждый раз символическая победа футуризма над миром. «Мир» готов отдаться «прогрессу», поэтому одна из любовниц Маринетти говорит про их близость: «мне даже понравилось, это было как на войне», «тогда люби меня воинственно и сжато».

По сути, в этой книге, как и в других своих текстах, Маринетти воспевает свободу – здесь, в первую очередь, чувственную, раскрепощающую даже строгих замужних дам    




marinetti.jpeg
Филиппо Томмазо Маринетти
Он – итальянец, пьянеющий от солнца и презирающий северян, нуждающихся для этого в алкоголе. Он художник слова, направленного на действие и движение, эксперимент – но не жеманный интеллектуал, рассуждающий об искусстве. 

Последние служат бесконечными объектами для оттачивания остроумия: «В одном из самых интеллектуальных московских салонов мне довелось неожиданно познакомиться с двумя восхитительными женщинами, появившимися в сопровождении своих бестелесных, бледных и субтильных мужей, чьи глаза трусливо бегали за стеклами лорнетов, руки были бессильны, а голоса напоминали испуганное грохотом бомбежки козлиное блеяние. Оказалось, что это были два поэта-декадента».

Книга Маринетти пестрит разнообразием подходов к письму: рассуждения, остросюжетные истории, пошаговые инструкции и в конце – главы о футуристической кухне (во-первых, никаких спагетти!). Еда, как и секс, относится к чувственному восприятию («сфера наслаждения нёбом») и должна соответствовать таким футуристическим заветам, как многообразие и оригинальность.

Во всем этом «неотразимом обаянии футуризма», есть, правда, что-то жуткое, и это даже не откровенные сексистские выпады, которые в этой книге становятся элементом эпатажа. Две особенности – «дурной» и воинственный патриотизм, оборачивающийся у Маринетти возвышением его нации над остальными, и безоговорочное поклонение машине – прообразу тоталитарного государства, где личность становится слугой прогресса – привели Маринетти к сотрудничеству с фашизмом в лице Муссолини. 


«Женщины, вы имеете честь жить в мужественное и футуристическое время аннулированных наций, разрушенных до основания городов, переселения народов, пущенных ко дну эскадр, взорванных гор и взятых в плен войск» 

Ф.Т. Маринетти


Стремление к тотальной футуристической свободе, в своем начале благородное и правильное, как и прочие утопические проекты 20 века, оказалось куда менее безобидным – и в веселых самодовольных интонациях всегда слышна будущая катастрофа. 

Автор: Виктория Гендлина