Радио "Стори FM"
Супергерои и сверхдержава

Супергерои и сверхдержава

«Я вырос на любви к комиксам». Как вы думаете, кто автор этого признания? Кассир из «Макдоналдса»? Американский солдат, воюющий в Афганистане? Нет, Барак Обама, 44-й президент США. Почему одержимость супергероями возникла только в ХХ веке и именно в Америке? Что такого особенного в этих сверхчеловеках? И почему они совершенно другие, чем фольклорные герои других стран? Попробуем разобраться

 

Нам трудно представить, какое влияние на культурную жизнь Америки оказали комиксы о супергероях. Классиков литературы, кино и музыки, заинтересовавшихся искусством благодаря комиксам, можно выстроить в шеренгу до Луны – Стивен Кинг, Спилберг, Земекис, братья Вачовски, Эминем… Если Обама вдохновлялся похождениями Человека-паука в раннем детстве, то, например, Элвис Пресли в сорок хранил дома подшивку историй о Капитане Чудо, которую регулярно перечитывал. Комиксы американцам строить и жить помогают: на страницах тамошних СМИ регулярно появляются истории, как чтение любимых историй вытащило человека из депрессии, спасло от суицидальных мыслей и алкоголизма.

Многие из фольклорных и литературных персонажей обладали какими-то их чертами. У борца за права бедных Робина Гуда был стильный зелёный костюмчик, отважный мститель Зорро и загадочный злодей Фантомас носили маски. Доктор Джекилл, он же мистер Хайд, задолго до Супермена и Бэтмена придумал жить в двух ипостасях – обыденно-мещанской и приключенческо-нечеловеческой. И всё-таки феномен супергероев – чисто американский. У Старого Света были свои мифы, свои боги и герои – были Геракл и Ахилл, Один и Тор, Роланд и Зигфрид. У Америки – нет: прибывавшие сюда мигранты смывали с себя историческую память, забывая порой даже обычные сказки, которые им рассказывали матери перед сном. Но без мифологии культура не живёт – и, когда Америка осознала себя единой нацией, ей понадобились свои собственные боги-олимпийцы.

И то, что так называемый золотой век комиксов наступил в 30-е, тоже не случайность. Впервые появившись в Америке в конце XIX века, комиксы долго были тем же, чем и в Британии, откуда пришли, – детской забавой и украшением юмористических журналов. Издатель, которому сказали бы, что их станут покупать взрослые, из книжки в книжку следя за приключениями одних и тех же персонажей, покрутил пальцем у виска. Взрослая Америка читала совершенно иное: в «ревущие 20-е», когда тиражи газет росли сообразно увеличивавшемуся среднему классу, граждане страны следили в основном за светской хроникой и сводками с бирж. И вдруг всё рухнуло: в первые дни Великой депрессии миллионеры выбрасывались из окон, потеряв свои капиталы, рабочие превращались в бродяг. Вот тут-то и вышли на сцену супергерои.

Не секрет, что истории большинства из них обыгрывают старый как мир сюжет «Золушки». Хороший парень, вынужденный много работать, чтобы обеспечить себе скромное существование, вдруг превращается в прекрасного принца. Роль феи играет куснувший его паук, атомный реактор, неподалёку от которого герой бродил, или военная лаборатория, где его намеренно «перепрошили» учёные. Бывает, правда, и иначе: иногда герой узнаёт, что с самого начала был сверхчеловеком, волею судьбы брошенным на Землю, подобно Моисею, пущенному по воде в корзине, но и тогда ему лишь изредка доводится потанцевать на балу настоящей жизни – всё остальное время приходится скрываться под скучной личиной клерка. И даже если герой на самом деле миллионер, он заложник того же сюжета: сперва он мучится одиночеством и бесцельностью жизни – и только тогда становится принцем на белом коне, когда понимает, в чём его миссия – служить обществу, защищать слабых.

В 30-е все – и обычные трудяги, и их хозяева – вдруг осознали себя такими же золушками. Потребность в мечте ощущалась как никогда остро и возносила на пьедестал славы порой совершенно неожиданных персонажей: в 1934 году Уолт Дисней получил «Оскара» за «Трёх поросят» – появившийся на пике Великой депрессии мультик, где трудолюбивый парнокопытный каменщик сумел спасти себя и братьев от волка, построив прочный домик, заставил всю Америку распевать песенку «Нам не страшен серый волк». Да и в целом Голливуд расцвёл благодаря Великой депрессии.

Комиксы, по сути, оказались дешёвым вариантом кино. В 1933 году два кливлендских студента – начинающий писатель Джерри Сигел и художник Джо Шустер – придумали идеального персонажа, которого небогатому обывателю предстояло возлюбить всем сердцем. Делался он практически по знаменитому рецепту: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича…» Сигел и Шустер, оба заядлые киноманы, срисовали героя с комика Гарольда Ллойда, назвав его именами двух других голливудских звёзд – Кларка Гейбла и Кента Тейлора: Кларк Кент. 

Впрочем, это была лишь обычная, земная ипостась героя: Сигел придумал, что на самом деле он – уроженец погибшей планеты Криптон. Предвидя неизбежное разрушение своей планеты, космические родители отправили сына на Землю; воспитанный канзасскими фермерами герой возмужал – и обнаружил, что может летать, пробивать кулаками стены и останавливать глазом пулю. Тут-то и началась его тайная жизнь, чем-то сродни алкоголизму: на работе – скромный тихоня, по ночам – бесстрашный летун, набивающий шишки в безумных приключениях. В героической ипостаси Супермен был срисован уже с Дугласа Фэрбенкса и одет в костюм, какие тогда носили популярные рестлеры.

Прочитать материал полностью можно в номере ИЮНЬ 2018

Автор: Илья Носырев

фото: LEGION-MEDIA; GETTY IMAGES RUSSIA; TIM GAINEY/ALAMY/ТАСС

Похожие публикации

  • Ученый и пришельцы
    Ученый и пришельцы
    Уже полвека Эрих фон Дэникен ждёт пришельцев. Он убеждает всех, что они на Земле уже были. Что именно благодаря им мы стали теми, кто мы есть. При этом он вовсе не считает себя писателем-фантастом. Он учёный!
  • Фальшивки о вечной жизни
    Фальшивки о вечной жизни
    В последнее время в кругах продвинутой молодёжи стала модной тема продления жизни и даже обретения бессмертия
  • Сделка с дьяволом
    Сделка с дьяволом
    А ведь это трагедия... Причём не только финансовая. Да, Марию Шарапову застукали за принятием препарата, который срочно определили в допинг, и это грозит ей потерей контрактов примерно на тридцать миллионов долларов, что, конечно, прискорбно. Понять и простить? Но ведь это и человеческая трагедия тоже, если подумать…
V_Zoi.jpg

redmond.jpg