Радио "Стори FM"
Шизореволюционеры

Шизореволюционеры

Почему Виктор Цой, знаковая фигура 80-х, снова актуален? Вот недавно стал героем фильма «Лето» Серебренникова – нехитрой романтической истории, то ли выдуманной, то ли нет, про любовный треугольник, герои которого Цой, Майк Науменко и его жена Наташа. Чем же певец так созвучен нынешнему времени? Размышляет культуролог Александр Липницкий

– Вот я вернулся из Питера, и мы там с друзьями много говорили про фильм Серебренникова. Притом что я его не видел – и они тоже пока не видели. Поэтому нам легко было о нём говорить.

Я расскажу, почему такая обострённая реакция на него. А потому, что Гребенщиков прочитал сценарий – и отреагировал на него как-то очень возмущённо, что ему не свойственно; такая реакция не в его духе. Это время, которое в фильме, 1980–1981 годы, оно такое... Это была эпоха зарождения всего прекрасного, что было и остаётся в нашем поколении. Время фестиваля «Тбилиси-80». Всё уже начиналось! Я, например, познакомился тогда с «Аквариумом», это конец 79-го года. А в 80-м мы уже с Борисом стали близкими друзьями. Вот Гребенщиков возмутился, а я спокойно отношусь к фильму. История – это одно дело, а кино – совсем другая штука. Я сам делаю документальные фильмы о музыкантах. Конечно, в этом жанре было бы некрасиво придумать историю, которой на самом деле, может, и не было. А так, если речь про игровое кино – ну, одним романом больше, одним меньше...

Мой приятель из питерской тусовки видел фильм на закрытом просмотре. Это Сева Грач, он был администратором группы «Зоопарк», лидер которой, что важно, и является главным героем фильма «Лето» – Майк Науменко. Наравне с Цоем. Когда я снимал фильм про Майка и группу «Зоопарк», документальный, двухсерийный, то, естественно, у меня там был в кадре и Сева, который и во время работы с группой не просыхал, и после, когда я его снимал, и сейчас, во время рассказа про фильм «Лето», он был совершенно пьян.

Так вот он сказал: «Я был страшно предубеждён против этого фильма, но, когда посмотрел, мне он показался очень симпатичным – по атмосфере. Мне кажется, он и Майку бы понравился, а возможно, и Цою тоже».

Фильма ты не видел, а сценарий хоть читал?

– Нет. Но я знаю, о чём там речь. Сейчас расскажу. Я давно знаком со многими людьми из этой компании. Я снимал фильм не только про Майка – у меня есть и трёхчасовая документальная история про группу «Кино» – «Дети минут». О компании, с которой я всё-таки был очень близок. И после смерти Цоя с её участниками продолжаю дружить.

Тогда был ещё жив Александр Житинский, известный писатель, он поддерживал рок-музыку и дружил со многими музыкантами. Он был членом Союза писателей, издавал журнал «Аврора», входил в художественный совет Ленинградского рок-клуба, был там в почёте и отмазывал ребят если что. Так вот он написал книгу про Виктора Цоя. Она называется «Цой Forever». Толстая! Я брал как-то у Житинского интервью, в котором он, в частности, сказал: «Саша, понимаете, очень трудно написать книгу про человека, который прожил такую короткую жизнь. Всё уже про него известно, каждый его шаг, уже написано несколько книжек. Но что-то мне удалось всё же накопать. У меня есть тетрадочка с записями вдовы Майка Науменко Наташи – правда, она с ним развелась...»

Значит, это не вполне вдова, как все считали.

– Она не вдова, и она жива... Её Майк достал своим образом жизни, тотальным пьянством. И она от него убежала в Москву с его приятелем – чтобы спастись.

С его приятелем.

– Да, с его. Но – чтоб спастись. А Майк остался в Питере в своей коммуналке, которая на самом деле была её коммуналкой, Наташиной. Я был там у него в гостях за две недели до его смерти. Наблюдал там очень тяжёлую картину...

Майк обиделся на Наташу?

– Не то чтобы он обиделся, но он её очень любил. Я уверен, он очень переживал. Просто никогда об этом не говорил. Он, видно, был однолюб. Как и Цой. Это не значит, что они святые. Но у них так: если человек полюбил другую женщину, то уходит к ней и с ней живёт. А большинству людей, вот, например, мне, совершенно не обязательно бросать семью.

Итак, «Лето» – про двух однолюбов. Они кто?

– Я вот говорил про тетрадочку с записками Наташи. Так там она описывает свой платонический роман с Цоем – прямо во время дружбы Майка и Вити. Я запомнил тогда слово «платонический». И вот эта тема, «платоническая» и даже больше того, стала основой сценария «Лета».

Но почему именно сейчас он снял этот фильм?

– Может быть, Серебренникову понравился сценарий? Я не знаю его мотивации. Но время-то знаю прекрасно… Начало 80-х. Тогда впервые проявило себя новое поколение – совершенно других людей. Я сейчас читаю книгу «Шизореволюция», как раз про всю ту жизнь, которая зародилась в Ленинграде на рубеже 70–80-х. Её написал мой товарищ Андрей Хлобыстин. Он плоть от плоти этого поколения. Есть там и про Цоя и группу «Кино».

Это же были в основном музыканты? 

– Да, музыканты превалируют. Просто за счёт того, что поп-музыка – это самый популярный вид творчества. И потому музыканты затмили собой достижения главных героев того времени – художников. Превзошли их по известности, по влиянию… Но как раз художники и были в этой тусовке самыми яркими личностями! Те, которые потом стали называться «новыми художниками», и в эту группу входил, кстати, и Виктор Цой! И будущий барабанщик «Кино» Георгий Гурьянов, у которого кличка была Густав.

Цой, не все про это помнят, был по образованию художник. Он развивался под влиянием Жени Юфита, лидера арт-группы «Некрореалистов». Работы Цоя продаются сейчас на рынке по 10–15 тысяч долларов. А тогда они ничего не стоили! Мне ребята тогда их надарили столько, что мне было их некуда вешать. Наш с тобой приятель в начале 2000-х начал собирать работы «новых художников». Я ему дал контакты своих питерских друзей, и это помогло ему собрать хорошую коллекцию. Которая теперь немало стоит. Он оказался очень предприимчив!

фото: Игорь Мухин; личный архив Н. Разлоговой/ издательство "АСТ"; личный архив семьи Цой/издательство "АСТ"

Прочитать материал полностью можно в номере Июль 2018

Похожие публикации

  • Невезучая
    Невезучая
    Аcedia, как на латыни именуется смертный грех уныния, обычно предшествующий самоубийству. Похоже, он и свел раньше времени в могилу главный секс-символ ХХ века.
  • Олег Табаков
    Олег Табаков
    Счастливчик, везунчик, удачник, баловень судьбы, хозяин жизни. Всё так. И не совсем так. И совсем не так. Жизнь Олега Табакова куда сложнее, драматичнее, даже трагичнее...
  • Тайное оружие президента
    Тайное оружие президента
    Внешность первой леди с середины прошлого века стала восприниматься как госимущество. Никто не хочет показывать свою первую леди какой-то замухрышкой. Все хотят шамаханскую царицу. А у кого получается?
Yankovsky.jpg

redmond.gif


blum.png