Радио "Стори FM"

Для чего, когда и почему стали позарез нужны деньги? Свою версию рассказывает Руслан Гринберг, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН

Руслан Семёнович, если персонифицировать деньги, представив их как героя в театре нашей жизни, герой этот будет положительный или отрицательный?

– И не положительный, и не отрицательный. Он – как здоровье, про которое кто-то сказал: «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё ничто». Деньги – это не всё, но без денег жизнь жалкая. Есть ещё фраза, которой я иногда заканчиваю лекции: «Деньги портят людей, вот поэтому народ у нас в основном хороший». Неиспорченный.

А как конкретно портят?

– Когда у вас много денег, то много и проблем. Надо, например, сохранять их покупательную способность. В современном мире это очень тяжёлая история – куда вложить, чтобы не потерять. Вы становитесь в известном смысле рабом своих активов. Потом - одни умеют руководить и управлять деньгами, другие не очень. Надо признать, что многие человеческие пороки так или иначе связаны с деньгами, хотя многое зависит и от общества. Когда денег у кого-то много, а демократические институты не работают, богатые захватывают суды, позволяет себе дикие чудачества, а бедные клянчат или грабят. Они подданные, они абсолютно зависимы. 

Общества более-менее здоровы, если у них к деньгам отношение здоровое. Такими принято считать север Европы: скандинавские страны, Германию, Голландию. Там протестантская этика и правильное отношение к деньгам. Что надо много и честно работать, не стыдиться богатства, если ты его заработал сам… В православии же деньги принято презирать, и тут есть большое лицемерие, особенно когда богатое духовенство наставляет бедную паству: «А вы, ребята, поменьше думайте о деньгах. Скромней надо жить». Это как в советское время была такая интеллигенция прикормленная, она очень любила нападать на так называемый вещизм. Сами мы дублёнки поносим и мохеровые шарфы, а вы в библиотеку идите, читайте «Как закалялась сталь». Было двойное мышление – ну, не принято было о деньгах говорить! Но все хотели их иметь.

Но протестанты – тоже люди скромные. Джентльменский набор норвежца – лодка, лыжи, дом, автомобиль. А шубы и драгоценности – это уже беспредел. И чтобы иметь в 70 лет пенсию в три тысячи евро, они всю жизнь платят налоги в 50%.

– Это ещё связано с правами человека. После Второй мировой, когда была принята Декларация прав человека, в ней речь впервые пошла о благосостоянии для всех. Для всех! Сейчас мало об этом говорят, потому что сегодня расслоение общества идёт везде, ну, кроме, пожалуй, скандинавов, они кое-как ещё держатся, хотя у них там свои пороки. Брейвик, например. Душегуб настоящий, а ещё и недоволен условиями содержания в тюрьме. Компьютера у него нет, видите ли. Или Интернет медленный. Даже не знаешь, как к этому относиться…

А почему эту грамотную модель нельзя позаимствовать? Не тайна же это за семью печатями.

— Почему нельзя? Между Италией и Северной Европой разница не такая уж большая. Разные вкусы, привычки, геопозиция. Если бы в Норвегии был иной климат, вся жизнь на виду, на пьяце, и важно продемонстрировать свою индивидуальность и вкус, были бы другие денежные траты.

Мне кажется, что здоровое отношения к деньгам – это способность делиться. Если ты удачлив, то ты без особого давления можешь поделиться – ведь есть люди менее удачливые, и они тоже имеют право на достойную жизнь, тоже должны жить по-человечески. Правда, здесь возникает вопрос, что такое по-человечески. Все понимают, что даже из эгоистических соображений важно, чтобы тебя окружали не голодные люди. Ведь чем выше налоги, тем ниже заборы. Не надо будет прятаться, как в Нигерии. Там есть нефть, 10% населения имеют к ней доступ и жируют, но им приходится жить с пулемётами на крыше.

фото:BRIDGEMAN/FOTODOM; SUPERSTOCK/VOSTOCK

Прочитать материал полностью можно в номере Март 2018

Похожие публикации

  • Жак в красной шапочке
    Жак в красной шапочке
    Жак-Ив Кусто большую часть своей жизни молчал в трубочку, это была его работа. Дело было под водой, там все помалкивают. Кусто начал ныряльщиком, а закончил жизнь ученым-океанологом. Благодаря французу в вечной красной шапочке мир познакомился с безмолвием океанских глубин, а океан с новым видом человека – аквалангистом.
  • Империя
    Империя
    Зачем на протяжении всей мировой истории c завидной периодичностью самые разные народы собираются вместе под одной крышей? И почему один народ становится «крышей» других народов?
  • Глобальный кризис
    Глобальный кризис
    В последние время футурологи всего мира в один голос говорят о том, что мы живём в то самое время, когда завершается целая фаза развития человечества. Мы стоим перед лицом нового будущего. Что же это будет?
MAY.jpg

redmond.jpg aromateka.jpg
gen87.jpg