Радио "Стори FM"
Navka.jpg

ara.png honor 2.jpg

Октябрь 1953 Художник Раушенберг ввёл в моду вандализм

Октябрь 1953 Художник Раушенберг ввёл в моду вандализм

Осенью 1953 года американский художник Роберт Раушенберг, едва переступив порог мастерской  своего наставника Виллема де Кунинга, с ходу выпалил, что ему нужна какая-нибудь работа учителя, дабы он мог её уничтожить и тем самым избавиться от взгляда на мастера снизу вверх. 

Кунинг невозмутимо извлёк из папки первый попавшийся рисунок и передал ученику для экзекуции. А тот, вооружившись ластиком, принялся изничтожать его без устали, считая, что только так и не иначе он сможет превзойти учителя. Тёр-тёр, но контуры, как на зло, по-прежнему проступали. И тогда Раушенберг решил выставить этот полуживой рисунок  на вернисаже. Под названием  «Стёртый де Кунинг». 

И чего добился? Стал  первым художником, который на останках чужого творения создал собственное, и далеко не единственным. Он дал зелёный свет целому поколению поп-артистов во главе с Энди Уорхолом. Последний однажды признался  в интервью: как сидел на заре туманной юности в своём рекламном агентстве и читал газетные новости о продаже за бешеные деньги какой-то «фигни» Раушенберга и это его жутко разозлило − а чем Уорхол хуже Раушенберга, почему ему самому платят жалкие крохи, а выскочке миллионы? 

Собственно, с этого возмущения и начался художник Уорхол. Больше того, поп-арт превратился в модное течение. Лючио Фонтана вспарывал свои холсты, слоями киноафиш покрывал свои полотна Мимо Ротелла, а потом срывал их клочьями. Леонардовская «Мона Лиза» не давала покоя Марселю Дюшану до тех пор, пока и он не научился бороться с раскрученным шедевром – усами: принялся рисовать усы на репродукциях «Джоконды» в промышленных масштабах. 

Но дальше всех пошёл наш соотечественник. В 1997 году в амстердамском Стеделек-музее он нанёс на картину Казимира Малевича «Белый крест» при помощи баллончика-распылителя зелёный знак доллара. И пояснил, что он не безумец, не вандал и не политический террорист, а русский художник по имени Александр Бреннер. И что на глазах у почтенной публики он создал новый живописный продукт. На вопрос: «Какой?» − ответил: «Супрематическую композицию со знаком доллара». 

Состоялся суд. Бреннеру дали 10 месяцев тюрьмы. Хотя жрецы Фемиды долго не могли определиться: как оценивать поступок Бреннера − как акт искусства или как акт надругательства над искусством? И споры вокруг этой темы не утихают до сих пор. Хотя сторонников первого мнения – любое самовыражение есть акт искусства – становится с каждым годом всё больше и больше. Что неудивительно. В наши тяжёлые времена, когда ничего нового никто придумать не может,  гораздо проще согласиться с тем, что искусство лишь  развлечение и ни на что более претендовать не должно.


«Настоящие художники – Рембрандт, Джотто, а я лишь клоун; будущее в искусстве за теми, кто сумеет кривляться» 

Пабло Пикассо


 


фото: AP PHOTO/EAST NEWS

Похожие публикации

  • Медные трубы Джоан Роулинг
    Медные трубы Джоан Роулинг
    Фантастический мир, созданный Джоан Роулинг, вторгся в реальный с сокрушительной силой. Но кто она сама для миллионов фанов, нырнувших из действительности в виртуальное пространство Хогвартса? Персонаж этой магической реальности, от которого сейчас уже мало что зависит? Её демиург? Её жертва? Да и существует ли вообще такой человек, такая женщина – Джоан Кэтлин Роулинг?
  • Мистер Почти
    Мистер Почти
    Дмитрий Нагиев даже во время интервью снимается. Где же протекает его настоящая жизнь? Может, здесь, в здании милиции на окраине Москвы, где стены завешаны старыми фото с надписями «Внимание, розыск!» и где всё время оглушительно кричат: «Приготовились! Тишина! Начали!». Вот она, популярность. Получите, распишитесь. Вы ведь этого хотели?
  • Мария Арбатова разобралась со страхом смерти
    Мария Арбатова разобралась со страхом смерти